• Жозе Моуринью: «Барселону» нельзя сравнивать ни с одним клубом

  • Андрей Веревко: За «Атлант» болела вся страна


  • Кто только не занимается тренингом, чему только не учат, как только не изощряются... Пипл активно занялся личностным ростом, что конечно хорошо. И я вот тут подумал, что есть хороший тренинг, и что есть хороший тренер. И надумал вот что.

    ЗАПОВЕДИ ХОРОШЕГО ТРЕНЕРА

    1. Эффективность тренера определяется тем, как хорошо он может научить.

    А совсем не тем, как он сам умеет это самое (чему учит) делать. Сплошь и рядом тренеры, познавшие тайны некоего искусства, превращяют тренинг в акт самолюбования, демонстрируют свою крутость, наслаждаются контрастом своей личности с теми, кто не умеет ничего.

    2. Плохой тренер просто излагает, неплохой тренер понимает и решает проблемы большинства, отличный тренер умеет работать с индивидуальными проблемами.

    Отстающие и недогоняющие есть в любой тренинговой группе. Это люди с индивидуальными сложностями. Кстати много индивидуальных сложностей было у Исаака Ньютона, Нильса Бора, Альберта Эйнштейна (тут я к чему-то клоню). И вот здесь-то и проявляется искусство очень хорошего тренера - решить эти индивидуальные проблемы, а не вбить отстающим комплекс неполноценности на оставшуюся горстку дней. Подход массового строительства дешёвых пятиэтажек и среднестатистического повального образования закончился. Теперь важно качество.

    3. Обучение всегда индивидуально.

    Нельзя надеть чужой костюм без тюнинга (забыл как по-русски). Точно так же, из того, что тренер излагает на тренинге, каждый обучающийся выберет то, что подходит именно ему. Задача тренера - помочь каждому "сшить свой костюм" из того, что он преподаёт.

    4. Тренер должен уметь осознавать свои компетенции.

    Мастера (в каком бы то ни было деле) обычно работают на уровне неосознанной компетенции, т.е. не задумываются над тем, что делают, и почему получается. Обучающиеся - не такие. Для них слова тренера типа "будьти самими сабой и всё получится" не сработают. Ибо нет у них еще компетенций, ни неосознанных, ни осознанных. Посему тренер должен уметь понять, где он, а где они. И действовать сообразно.

    5. Тренер должен уметь перевести сложность в продолжительность.

    Если задача для обучаемого сложна, тренер должен уметь предоставить цепочку выполнимых для обучающегося постепенных упражнений, приводящих в результате к освоению сложной цели. Т.е. построить лесенку. Т.о. сложность задачи осваивается постепенными шагами "к вершине". Худшие тренеры ставят конечную задачу и лупасят "туповатых" за невыполнение.

    Где-то видел принцип:
    1. Если человек не понимает - объясни.
    2. Если человек опять не понимает - объясни по-другому.
    3. Если человек всё равно не понимает - признайся в своей некомпетентности.
    Что-то в этом есть...

    И да прибудет с нами сила.






  • Жозе Моуринью: «Барселону» нельзя сравнивать ни с одним клубом

  • Андрей Веревко: За «Атлант» болела вся страна