• “Тринадцатая Дара” Часть 33

  • Earth’s Geomagnetic Pole Reversal


  • Божественная Литургия является центральной частью всего богослужебного круга. А центром Литургии является пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, которые так необходимы нам для приобретения вечной жизни, по словам Господа, Который сказал: «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Иоан.6:53). И всё богослужение стремится именно к этому моменту, когда ради нас происходит чудо, появляется этот Дар, исцеляющий душу и дарующий нам жизнь вечную.

    Но, к сожалению, даже среди людей церковных ходит мнение, что причащаться Св. Христовых Таин следует не чаще определённого количества раз, и что частое причащение является «прелестью» и исходит «от лукавого». Что можно сказать против этого? [1]

    Святые апостолы заповедуют нам в 9-ом правиле следующее:

    "Всех верных, входящих в церковь и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и Святом Причащении до конца, как безчиние в церкви производящих, отлучать подобает от общения Церковнаго"

    То есть, для ранних христиан посещение Литургии и причащение были нераздельны. Для них было нонсенсом, и даже «безчинием», если человек пришел на Литургию и не причастился. Поэтому причащались они каждую службу, иногда даже ежедневно, и сами святые апостолы ничего не говорили о вреде частого причащения.[2]

    Также, никто из святых отцов никогда не налагал, и не указывал какую-либо норму, или «частоту» принятия Св. Христовых Таин, преступать которую было бы грехом для человека. Наоборот, они говорили о вреде редкого причащения, и о вреде неблагоговейного приступания к Таинству.

    Те, кто говорит о вреде частого причащения, считают, что причащаясь часто, человек подходит недостойным, так как у него нет времени должно подготовиться. Но неужели есть на земле человек, о котором можно сказать: «Вот, он достоин»? Конечно, нет, ведь все мы ещё склонны грешить. Не с осознанием достоинства должен подходить человек к Чаше, а покаянием и благодарением. А в чём заключается наша благодарность? В том, что мы участвуем в Таинстве, принимаем божественный Дар. «Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?» - спрашивает Давид, и тут же отвечает – «Чашу спасения приму, и имя Господне призову.»[3]

    Мы не обладаем той святостью жизни, которой обладали первые христиане, но это не значит, что мы не должны к ней стремиться. Если мы больше укоренились в грехе, нежели они, то мы должны с ещё большим усердием припадать к тому Источнику, который врачует наши раны.[4]

    Прежде всего, это касается нас с вами, как людей, стремящихся встать на путь священства. Мы, будущие служители Таинства, должны привыкнуть к тому, что нам необходимо будет приступать к Причастию регулярно. И не только самим приступать, а приводить к этому других.

    Поэтому, братья, учитывая ту великую ответственность, которую возложит на нас благодать священства, нам необходимо подходить к Чаше постоянно, и делать это по возможности всякий раз, когда мы собираемся вместе на Литургии, чтобы нам не уподобиться «рабу лукавому и ленивому». (Матф.25:26)

     Аминь.




    [1] Ю. Максимов. «Правда о практике частого причащения».// Материал взят с http://www.pravoslavie.ru/polemika/5783.htm

    [2] Там же.

    [3] прот. Андрей Ткачёв. «Хлеб небесный»// Материал взят с http://otrok-ua.ru/sections/art/show/khleb_nebesnyi.html

    [4] Ю. Максимов. «Правда о практике частого причащения».// Материал взят с http://www.pravoslavie.ru/polemika/5783.htm




  • “Тринадцатая Дара” Часть 33

  • Earth’s Geomagnetic Pole Reversal