• Пиксель в пиксель, или что дает просмотр фотографии в 100% разрешении

  • Восточная Индия: штат Орисса и Варанаси, январь 2007


  • Разбирала старые журналы и наткнулась на журнал "Искусство". Вспомнила, что я взяла его полистать в Эль Парадоре летом 2008 года. Так вот, в этом журнале в разделе "от редакции" мимоходом объясняется весь смысл искусства. Вот буквально от наскальных рисунков до современной фотографии. Если выучить этот текст назубок, можно слыть сведущим в искусстве человеком, не отличая при этом Шишкина от Ван Гога.

    Привожу статью целиком, не забыв про автора )

    Видение и изображение реальности – одно из ключевых понятий визуального искусства. С самого зарождения мировой художественной практики в незапамятные первобытные времена человек стремился постичь технику реалистического изображения, мечтая о достижении максимального соответствия художественного образа оригиналу. И вплоть до бунта импрессионистов это было главным направлением всех поисков и усовершенствований, предпринимаемых живописцами, камнерезами и простыми рисовальщиками. Но даже с появлением импрессионистов и абстракционистов изменилась не задача, а представление о реальности, которая как бы распалась на разные уровни постижения.

    Где-то в основе комплекса понятий о реальности незыблемо покоится «окружающая действительность во всём многообразии форм и проявлений». Для получившего классическое образование художника, тщательно изучившего приёмы и методы великих предшественников, запечатлеть её не составляет особого труда.Чуть выше – «реальность индивидуального восприятия окружающей действительности». Это удел импрессионистов, экспрессионистов и т.п.
    Наконец, появилась «реальность вымысла», не имеющая практически никакого отношения к «окружающей действительности» и представляющая собой бесконечное комбинирование рождающихся в сознании художника мыслеформ и образов.Главным врагом реализма на протяжении всей истории искусства, кажется, выступает желание художника индивидуализировать своё видение и характер изображения увиденного. Иными словами – всё дело в борьбе художника за свободу как человека и творца. Однако обретение свободы, как правило, означает всего лишь смену хозяина.Удивительным образом три важных события, имеющих отношение к восприятию и изображению реальности (и, соответственно, к борьбе художника за свободу и независимость), совпали по времени. Первые шаги импрессионизма, возникновение фотографии и создание важнейших для всей последующей философии сочинений Сёрена Кьеркегора. Всё это – два-три десятилетия в середине XIX века.Свободолюбивые испытатели реальности – импрессионисты, фотографы и Кьеркегор – с разных позиций атаковали одного общего врага: догматизм.

    Теолог по образованию и предтеча экзистенциализма, Кьеркегор пытался по-своему интерпретировать религиозные догмы. Он творил и обосновывал новую мировоззренческую реальность, допускающую сомнения в истолковании этико-эстетических установлений.Импрессионистов интересовало личное освобождение от догм академизма: каждый сам устанавливает правила, согласно которым фиксируется окружающая действительность. Они реформировали реальность изображения.Наконец, за что – теоретически – могла бороться фотография, и какую свободу она несла? Судя по всему, свободу от художника. Отображение реальности может происходить и без посредника в лице человека с кисточкой: благодаря техническому устройству (не сразу, не в первые, разумеется, годы существования фотографии) происходит прямой контакт окружающей действительности и носителя изображения. Свет и химия. Позже – воспринимающая матрица и цифровые коды. Стопроцентно точная фиксация реальности.Именно поэтому – за исключение из процесса работы с реальностью свободолюбивого художника – фотографию до сих пор многие не считают искусством. Но фотография развивается, следуя всё той же логике и стратегии, свойственной искусству. С одной стороны, за время своего существования она проделала тот же самый путь приближения к максимально точному отображению, воспроизведению предмета. Фототехника позволяет запечатлеть практически не видимое для человеческого глаза: нечто микроскопическое и нечто, движущееся с невероятной скоростью. С другой – даже самые первые фотографы пробовали усовершенствовать физико-химическую машину, ставить свету преграды в виде фильтров, кадрировать, разрисовывать, процарапывать. Создавать свою свободную версию реальности. Сейчас фотография стремится использовать все доступные средства конструирования образа, придуманные и опробованные художниками – в особенности, конечно, авангардистами-экспериментаторами.Начавшаяся полтора века назад борьба за освобождение от реализма привела – окольными путями, через абсолютный реализм фотографии – к тому, что одна реальность сменилась бесконечным множеством реальностей, точнее – множеством интерпретаций.Впрочем, широкая публика, не столь рьяно отстаивающая свою свободу особенным образом воспринимать окружающую действительность, как была привязана к реальности, так и продолжает требовать реализмов. И они, соответственно, возникают с завидным постоянством. То в виде основанных на реалистических фотографиях поп-артистских коллажах, то в формате гипер- и фотореализма… А актуальные художник с фотографом, хотя и твердят подчас о том, что изображение – не важно, попадают во всё большую зависимость от техники.

    Леонид Лернер

    Ну и для самых пытливых умов
    http://www.iskusstvo-info.ru/arhiv.htm




  • Пиксель в пиксель, или что дает просмотр фотографии в 100% разрешении

  • Восточная Индия: штат Орисса и Варанаси, январь 2007