• Декілька нових доробків вашого покірного слуги

  • Мыслите на бумаге!


  •  Прежде, чем ответить на вопросы, вынесенные в заголовок статьи, необходимо сначала внести необходимую ясность в терминологию. Иными словами, уточнить, что значит «перемены» и что значит «управлять».

    Очевидно, что в данном контексте под «переменами» понимаются перемены к лучшему (поскольку перемены, вообще говоря, могут быть и к худшему). Иными словами, под переменами понимается переход компании (точнее, бизнес-системы) из текущего состояния в желаемое. При этом очевидно, что желаемое состояние должно быть чем-то лучше текущего. «Лучше» в данном контексте означает, что (1) структура бизнес-системы в желаемом состоянии должны быть оптимальнее структуры в текущем состоянии и (2) значения определённых ключевых показателей эффективности в желаемом состоянии должны быть лучше, чем в текущем.

    Следовательно, переменами в данном контексте называется оптимизация структуры и/или значений показателей эффективности либо компании в целом, либо некоего её элемента (бизнес-единицы, функционального подразделения, бизнес-процесса, продукта, бренда и т.д.).

    Под управлением переменами (точнее, проектом осуществления перемен) следует понимать совокупность решений и действий, направленных на оптимизацию структуры бизнес-системы или её элемента и/или оптимизацию значений соответствующих ключевых показателей эффективности. Под системой управления переменами следует понимать совокупность технологий и инструментов, предназначенных для практического осуществления управления переменами.

    При реализации проекта по осуществлению перемен необходимо постоянно помнить, что важнейшим показателем эффективности любой компании является значение чистого денежного потока (ЧДП) компании (доходы – расходы – инвестиции в оборотный капитал – инвестиции в основные средства – выплаты основной суммы долга). Поэтому очевидно, что (1) основополагающей целью любых перемен в компании является увеличение чистого денежного потока и (2) приращение ЧДП в результате осуществления перемен должно быть много большим, чем неизбежные расходы (прямые и косвенные) на реализацию этого проекта.

    Очевидно, что первым шагом в осуществлении перемен является достаточно подробное описание «стартовой площадки» (т.е., текущего состояния бизнес-системы или её элемента, который необходимо изменить к лучшему). Существуют разные подходы к описанию бизнес-системы – функциональный, процессный и объектный, у каждого из которых есть и достоинства, и недостатки, хотя, исходя из эволюции подходов к анализу и проектированию программных и  информационных систем, будущее, скорее всего, за объектным подходом.

    В любом случае, для описания текущего состояния системы или её объекта необходимо создание определённых диаграмм и текстовых описаний. Например, для описания бизнес-процессов обычно используют диаграммы стандарта IDEF0. Кроме того, для указания текущих значений ключевых показателей эффективности необходимо использовать соответствующие таблицы или карты (например, карты сбалансированных показателей или карты совокупной эффективности). Для формирования диаграмм, а также для заполнения карт ключевых показателей используются соответствующие вопросники, например, представленный в книге Дэвида и Лауры Глэдстоун Инвестирование венчурного капитала (Днепропетровск, Balance Business Books, 2006).

    Очевидно, что эти диаграммы, описания и карты ключевых показателей должны быть интегрированы в единое описание текущей ситуации системы.

     Вторым шагом в реализации проекта осуществления перемен является описание желаемого состояния бизнес-системы, которое осуществляется с помощью ровно тех же самых средств, что и описание текущего состояния системы.

    Затем необходимо разработать и реализовать финансовый и операционный планы проекта по осуществлению перемен. Для этого прекрасно подойдёт, например, Microsoft Project – пожалуй, наиболее распространённый программный продукт поддержки управления проектами.

    Тем не менее, нельзя забывать, что перемены осуществляют люди – руководители и сотрудники компании. Поэтому огромную роль в успешной реализации проекта играет оптимальная система мотивации – финансовой и нефинансовой, а также другие аспекты управления персоналом (особенно учитывая, что практически любые перемены в условиях экономического кризиса сопровождаются сокращением персонала, иногда значительным).

    Основополагающий принцип управления персоналом в проекте осуществления перемен состоит в том, что компания обязана предоставить каждому сотруднику шанс улучшить своё профессиональное и финансовое положение, а сотрудник обязан этим шансом воспользоваться. В первую очередь, естественно, компания обязана сделать всё возможное, чтобы помочь сотруднику найти своё место в новой структуре компании (в штате или за штатом). Если же это окажется невозможным с финансовой или операционной точки зрения, то компания обязана максимально содействовать сотруднику в нахождении новой работы (желательно, на условиях, хотя бы аналогичных условиям в данной компании). 


  • Декілька нових доробків вашого покірного слуги

  • Мыслите на бумаге!