• Человечество выживет, несмотря ни на что

  • папа умер balance: я тебя не вижу, но я на тебя смотрю


  • Умер Александр Лазарев …

    Уходит поколение, уходит эпоха. Эпоха больших личностей, формировавших нашу культуру, эпоха больших артистов «старой закалки», «старой школы». Уходит золотой и серебряный век отечественного театра и кино. Сколько гениальных артистов и масштабных личностей ушло только с начала этого года- Шмыга, Гурченко, Козаков, Лазарев… Людей, которые нескольким поколениям несли радость с экрана и сцены, которые говорили о жизни в самых ее глубоких проявлениях, учили этому банальному, но такому важному «мудрому-доброму-вечному»..
    Я считаю плеяду этих артистов не только столпами отечественной культуры, но и интереснейшими , умнейшими, ярчайшими личностями. Это очевидно из их мемуаров, рассказах о своей жизни, их интервью.
    Александр Лазарев- Светлана Немоляева. Лазарев-с-Немоляевой. Эти имена всегда воспринимались и воспринимаются неотделимо друг от друга, как одно целое. Они везде были вместе, всегда неразлучны. Оба – потрясающие артисты и интереснейшие светлые личности. Их тандем вызывал восхищение и умиление. На них хотелось смотреть, и на сцене , и в жизни – на ее обаятельную хрупкую женственность, на его мужественный облик, за которым ощущался такой настоящий внутренний стержень, на их взаимоотношения- такие нежные и трогательные, когда ощущаешь что люди понимают друг друга с полуслова, полувзгляда.
    Смотрела совсем недавнюю запись передачи с ними и поразилась, как женщина может сохранить свою привлекательность в 74 года, если рядом с ней находится любимый и любящий мужчина. И дело не только во внешнем «фасаде», ухоженном внешнем виде, дело – в счастливых глазах , светящемся взгляде , которым она смотрела на него. И удивительно как горели его глаза , когда он смотрел на нее. Это потрясающе, что так можно смотреть на человека после 50 лет брака. И какое счастье, что есть такое примеры, которые своей жизнью показывают нам, что во-первых можно прожить вместе всю жизнь, а во-вторых- можно за эти годы не надоесть друг другу, а патологически срастись в одно целое, сплестись корнями, душами, всем существом. Можно оставаться интересными друг другу , можно держаться и прекрасно выглядеть друг для друга, можно заботиться и беречь друг друга, можно ЛЮБИТЬ в самом глубоком и настоящем смысле этого слова. Во всех их интервью сквозила эта тема- тема любви и преданности друг другу. Все окружающие их люди- друзья, коллеги –говорили о том, что не представляют их по отдельности. Ими хотелось любоваться, на них хотелось быть похожими, хотелось так же нести в себе внутреннее достоинство и внутренний свет. Хотелось копировать их отношения.
    Каким удовольствием было смотреть на их дуэт на театральных подмостках. Как они чувствовали друг друга, как подчеркивали мизансцены и нюансы игры партнера, как ярки и интересны были в средствах художественного выражения, как глубоко и тонко строили развитие характера героя и ниточку роли. Эти спектакли «серебряного века» Маяковки не забыть никогда – Круг, Смех Лангусты, Кин 4, Чума на оба ваших дома, Плоды просвещения.. Я смотрела их по многу раз. Круг –7 или 8, точно не помню. И поразительно, что не надоедало это делать, напротив, хотелось смотреть на них снова и снова, ловить каждую интонацию, каждое движение , каждую мизансцену. В тех спектаклях все были великолепны- и Виторган, и Шаврин , и Лобоцкий, и Костолевский- все потрясающие артисты. Но тандем Лазарева с Немоляевой , который я особенно любила в Смехе лангусты и Круге, был неподражаем.
    Он умер у нее на руках. Наверное это невероятно тяжело и страшно, но в то же время наверное это и есть наивысшая форма Любви , это действительно «быть вместе до последнего вздоха, пока смерть не разлучит». Наверное именно таким образом должны завершаться все красивые истории о настоящей Любви в нашем земном мире. Хотя это- не завершение, а всего лишь очередной этап, ведь смерть разлучает лишь на время, чтобы затем соединить в Вечности..
    Сейчас вспоминается замечательная сцена из спектакля Кина 4, где Лазарев играл гениального артиста Эдмонда Кина, а Костолевский- принца Уэльского, впоследствии короля Георга 4. Король болен и скоро должен умереть. Он зовет к себе Кина и говорит примерно следующий монолог- «Вся моя жизнь была регламентирована правилами и дворцовым распорядком. Но моя смерть будет принадлежать только мне ! Я хочу умереть так, как хочу я, а не кто-то другой. Я спросил себя недавно- что я любил больше всего в жизни? Дворцовые приемы? Нет. Речи в Парламенте? Нет. Больше всего я любил театр.. Шорох поднимающегося занавеса, отблеск свечей в глазах актрис.. И знаете что я решил, Кин? Когда мне будет совсем худо и я увижу реальные очертания этой бабы с косой, я пойду в театр ! Я сяду в ложу и буду смотреть на сцену, и Вы будете играть на ней Короля Лира! И смерть застанет меня за моим любимым делом! » .
    Я думаю что Лазарев умер так. Именно в том контексте, о котором говорил король. Не после «тяжелой продолжительный болезни», не на больничной койке , не дожидаясь «этой бабы с косой». А неожиданно. За несколько минут. Собираясь через 3 дня играть спектакль. Востребованный в профессии. Любимый и уважаемый коллегами и поклонниками. Окруженный любимыми людьми. На любимой даче. На руках у любимой жены. Помнится , в каком-то интервью он сказал «Не жизни легкой надо просить у Бога, а смерти легкой». Бог послал ему именно такую смерть. У него была яркая, насыщенная, наполненная смыслом жизнь. И легкая быстрая смерть, которая застала его «за любимым делом».
    И снова вспоминается уже другой спектакль, Смех лангусты. Потрясающий, сильный спектакль, в котором играли только 2 актера- он и Немоляева. Где она играла великую актрису Сару Бернар, подводящую итоги своей жизни. А он- ее помощника и секретаря. В заключительной сцене этого спектакля Сара Бернар смеется и плачет одновременно и говорит ему- «Жить нужно ! Жить, а не дожидаться смерти!». Именно так он и прожил свою жизнь – именно ЖИВЯ до последней минуты.
    И под завязку- вновь цитата, последняя фраза из спектакля Кин 4, где Лазарев-Кин говорит Королю-Костолевскому – « Я приглашаю Вас в Вечность …» .

    В каком-то ЖЖ прочла аналогичный пост о смерти Лазарева, где автор высказывает мысль «Уходит все настоящее. Что же останется?» . Останемся мы. Поколения, видевшие этих великих настоящих людей, жившие с ними в одно время. И во многом от нас зависит каким будет наш век- меркантильным и материальным, или с наличием духовных ценностей. С полной вседозволенностью или какими-то моральными и нравственными критериями. От нас зависит, будет ли в нас живы внутреннее достоинство, внутренняя культура, любовь к своим близким, глубина и тонкость мировосприятия. У нас были и пока еще остаются ориентиры и примеры, на которые хочется равняться. И спасибо Богу и жизни, что эти ориентиры были нам даны и эти примеры были показаны. Теперь дело за нами.











  • Человечество выживет, несмотря ни на что

  • папа умер balance: я тебя не вижу, но я на тебя смотрю