• “Тринадцатая Дара” Часть 33

  • “Тринадцатая Дара” Часть 16


  • Человек, запечатлевший эпоху

     

    С Альпертом мы бок о бок исколесили Ферганский канал. Какое удовольствие следить за его неутомимостью и прямо-таки фоторепортерской одержимостью. Из горы прекрасных фотографий, запечатлевших эту интереснейшую страницу истории человеческого труда, складывается монументальный образ нашей эпохи.

    Сергей Эзейнштейн

     

    Порой одна фотография может сказать больше, чем тысячи слов. Макс Альпет понимал это, как никто другой…

    Уже в шестнадцать лет Макс покинул родной Симферополь и уехал в Одессу, где поступил в фотоателье Готлиба. Именно там он и освоил азы фотоискусства. В восемнадцать он стал профессиональным фотографом, а после Гражданской войны переехал в Москву, где и начал свой творческий путь фоторепортера.

    Макса Альперта можно по праву считать первооткрывателем жанра фоторепортажа – серии снимков, объединенных одной темой, одним событием.

    В Москве Альперт поступил фоторепортером в “Рабочую газету”. В 30е годы работал в “Правде”, а затем в журнале “СССР на стройке”. Его фотоочерк, совместно с А. Шейхетом и Л. Межричером, “24 часа семьи Филипповых” принес ему всесоюзную славу. Тогда же были сделаны его наиболее значимые работы. Настоящей творческой удачей для Макса стала поездка на строительство Магнитогорского металлургического комбината, за которой последовал фотоочерк “Гигант и строитель”. В нем Альперт прослеживает судьбу простого деревенского паренька Калмыкова, приехавшего на стройку и в короткий срок ставшего опытным рабочим. Затем последовала фотосерия о сооружении Большого Ферганского канала, где в фотокарточках размером 9х12 Альперт смог передать всю масштабность строительства, прослеживается образ всесилия человеческого труда.

    В каждый свой кадр Макс Альперт вкладывал максимум содержания, и именно это рождало эффект обобщения – так появились его кадры-символы. Все его работы отличаются глубиной перспективы, контрастным сопоставлением крупных фигур на переднем плане и грандиозного заднего плана. Даже в толпе, каждый человек на фотографиях Альперта уникален, он никогда не превратится в серую массу.

    Именно здесь, на индустриальных “полях” СССР, Макс и оттачивал свое мастерство, которое впоследствии пригодится ему как корреспонденту ТАСС и “Совинформбюро” в тяжелых условиях Великой Отечественной войны. Но именно она и стала самым ярким периодом его творчества, непосредственно с которым мы и ассоциируем Макса Альперта.

    Немалой храбрости и огромного мастерства требовали от фотографа те условия, в которых приходилось работать. Альперту удалось превратить мимолетный эпизод боя в символ героизма и силы духа красноармейцев. Так, одним из самых известных во всей фотолетописи Второй Мировой стал снимок “Комбат”. Фотохудожник создал образ воина-командира, бесстрашно поднимающего бойцов в атаку. “Если бы Макс Альперт создал лишь этот снимок, его имя уже было бы вписано в историю фотографии”, - справедливо писали критики.

    “По дорогам войны” – еще один, несомненно, шедевр Альперта. Колонна бредуших по зимней разбитой дороге беженцев – впереди выделяется женщина с двумя детьми – теряется в перспективе, отчеркнутой далеким населенным пунктом, над которым виднеется дым пожарищ. Эта работа является символом страданий, которые выпали на долю советского народа.

    Также большую известность получили его снимки: “Танковая атака”, “Парад победы” и “Артиллерийский расчет”. Все они по праву являются фотопамятниками Великой Отечественной войны.

    После войны Макс Альперт не оставил фотографию. Он продолжал работать в различных изданиях и дальше успешно создавал произведения фотожурналистики. Его фотоочерк “Мысли и сердце”, повествующий о хирурге- кардиологе Николае Амосове, был отмечен международными премиями.

    Все его работы обладали огромной эмоциональной силой. Они не просто рассказывали о событии или человеке, они заставляли задуматься и сопереживать. Он не просто создавал фотошедевры, он создавал символы, символы целой эпохи.

    Макс Владимирович Альперт, проработавший фотокорреспондентом 55 лет, умер в 1980 году. За годы своей творческой деятельности он создал шедевры, удостоенные отечественных и зарубежных премий. Но главное – он создал символы, с которыми мы ассоциируем СССР. Он смог запечатлеть эпоху, тем самым вписал свое имя золотыми буквами в историю фотографии.


  • “Тринадцатая Дара” Часть 33

  • “Тринадцатая Дара” Часть 16