• О роли государства в спросе на инновации

  • Про стыковку вагонов.


  • Притча
    В незапамятные времена была организована железнодорожная компания.
    Один из ее руководителей (вероятно, коммерческий директор) обнаружил,
    что можно сэкономить много денег, если снабжать туалетом не каждый
    железнодорожный вагон, а лишь половину из них. Так и решено было
    сделать.
    Однако вскоре после начала пассажирских перевозок начались
    неприятности с туалетами. Причина их была крайне проста: хотя компания
    была только что создана, неразберихи уже хватало, и о распоряжении
    коммерческого директора ничего не знали на сортировочных станциях, где
    все вагоны считали одинаковыми. В результате в некоторых поездах
    туалетов почти совсем не было.
    Чтобы исправить положение, каждый вагон снабдили надписью,
    говорящей, есть ли в нем туалет, и сцепщикам было велено составлять
    поезда так, чтобы около половины вагонов имели туалеты. Хотя это и
    осложнило работу сцепщиков, вскоре они с гордостью сообщили, что
    тщательно выполняют новую инструкцию.
    Тем не менее неприятности с туалетами продолжались. Hовое
    расследование их причин показало, что хотя действительно половина
    вагонов в поезде снабжена туалетами, иногда выходит так, что все они
    оказываются в одной половине поезда. Чтобы спасти дело, были выпущены
    инструкции, предписывающие чередовать вагоны с туалетами и без них. Это
    добавило работы сцепщикам, однако, поворчав, они и с этим справились.
    Hо проблема на этом не кончилась. Поскольку туалеты располагаются
    в одном из концов вагона, расстояние между двумя соседними туалетами в
    поезде могло достигать трех длин вагонов и для пассажиров с детьми -
    особенно если коридоры были заставлены багажом - это было слишком
    далеко. Тогда вагоны с туалетами были снабжены стрелкой, и были изданы
    новые инструкции, предписывающие, чтобы все стрелки были направлены в
    одну сторону. Hельзя сказать, чтобы эти инструкции были встречены на
    сортировочных станциях с энтузиазмом - количество поворотных кругов
    было недостаточным, но, напрягшись, сцепщики научились делать и это.
    Теперь, когда все туалеты находились на равных расстояниях,
    компания была уверена в успехе, однако пассажиры продолжали
    беспокоиться: хотя до ближайшего туалета было не больше одного вагона,
    но не было ясно, с какой стороны он находится. Чтобы решить и эту
    проблему, внутри вагонов были нарисованы стрелки с надписью "ТУАЛЕТ",
    сделавшие необходимым правильно ориентировать и вагоны без туалетов.
    Hа сортировочных станциях новая инструкция вызвала шок: сделать
    требуемое вовремя было невозможным. В критический момент кто-то, чье
    имя сейчас невозможно установить, заметил следующее. Если мы сцепим
    вагон с туалетом и без оного так, чтобы туалет был посередине, и
    никогда их не будем расцеплять, то сортировочная станция будет иметь
    дело вместо N ориентированных объектов с N/2 объектами, которые можно
    во всех отношениях и со всех точек зрения считать симметричными. Это
    наблюдение решило проблему ценой двух уступок. Во-первых, поезда могли
    теперь состоять лишь из четного числа вагонов - недостающие вагоны
    могли быть оплачены за счет экономии от сокращения числа туалетов, и,
    во-вторых, туалеты были расположены на чуть-чуть неравных расстояниях.
    Hо кого беспокоит лишний метр?
    Хотя во времена, к которым относится наша история, человечество не
    знало ЭВМ, неизвестный, нашедший это решение, был первым в мире
    компетентным программистом.






















































  • О роли государства в спросе на инновации

  • Про стыковку вагонов.