• Декілька нових доробків вашого покірного слуги

  • Earth’s Geomagnetic Pole Reversal


  •   
    MULTI EXPOSITION

    ШТРИХИ К АВТОРСКОЙ СЕРИИ ФОТОГРАФИЙ
     

    4
     

    130.71 КБ
    Биеннале «Фотомания – 2011» (Калининград)

    И вот
    свершилось: в тумбочке (в кладовке, на чердаке, в старых вещах на даче и так
    далее и тому подобное – нужное подчеркнуть) обнаружена потертая, но вполне
    рабочая семейная фотокамера (ставшая главным инструментом создания всех Ваших
    детских фотографий: на горшке, в маленькой ванночке и в кроватке, на утреннике,
    во дворе и тому подобное и так далее – лишнее вычеркнуть), а кто-то из друзей
    или знакомых, давно уставший маяться с бачками и кюветами и при первой же
    возможности купивший заветную зеркальную «цифру», случайно обнаружил в закромах
    целую сумку (или початую жестяную банку) просроченной фотопленки – и в Вашей
    душе, проникшейся идеями экспериментов в классической фотографии, возгорелась
    жажда смелых поисков и концептуальных открытий.

    И тут уж «руки
    тянутся к перу»... Осталось лишь решить вопросы «что и как снимать» («зачем» -
    у каждого из авторов свое).


    В результате
    моих размышлений о подходах к мультиэкспозиционной фотографии, в идеях новых
    опытов и в готовности «испоганить» еще один ролик фотографической пленки обозначилось
    несколько основных вариантов развития этой темы. Выглядят они приблизительно
    так:

    Мультиэкспозиция «СЛУЧАЙНАЯ»

    Повторная
    – никак не запланированная - съёмка на экспонированную обычным образом и
    стандартными сюжетами фотоплёнку. Все кадры строились «классически», без опоры
    на дальнейшие добавления, так что результаты подобной «осечки» совершенно
    непредсказуемы, все свалено в кучу и автоматически уходит в брак.

    Но все же раз
    или два на сто испорченных сюжетов попадается что-то совершенно невероятное,
    линии и объемы изображения каким-то чудесным образом пересекаются, спаиваются и
    выплетают поистине необычайный рисунок.

    В целом же
    подобная «случайность в чистом виде» «экономически» невыгодна. Коэффициент Полезного
    Действия у такой работы крайне мал; но если даже захочется отпустить себя на
    полную катушку - щелкать затвором направо и налево, делать это желательно все-таки
    с оглядкой на поставленную задачу: следует учитывать темные и светлые участки
    композиции, оставлять место для ожидаемых персонажей и пытаться хоть немного
    «предугадать» пластику окончательного снимка.

    И наиболее
    простой разновидностью подобного подхода будет

    Мультиэкспозиция «ФАКТУРНАЯ»

    Фотосъемка
    на плёнку, предварительно «загрунтованную» разнообразными фактурами (древесина,
    камень, метал и тому подобное – вариантов несчитано). Дальнейшие сюжеты предстают
    взору, словно изображенные на стенах, проступившие на песке, проскользнувшие на
    водной поверхности или – словно окутанные странным туманом, растворенные в
    облаках или пригрезившиеся в узорах осенней листвы.

    Метод, на
    первый взгляд, простой, но, как и любая другая «деструкция» изображения, не
    отменяет (а наоборот - требует от создателя) знания классических законов,
    прописных истин и элементарной грамматики визуального языка. Фактурная сетка
    или искрящаяся вуаль могут наполнить невероятнейшим смыслом и новой глубиной
    самый незатейливый кадр, но плохой картинки, как не старайся, не спасут.

    (Взгляните,
    например, на работы Срджана Симича.
    Чтобы старые аппараты и глубоко залежавшиеся фотопленки «зазвучали», помогая
    делать интересные фотографии, одних секретов обработки просроченных материалов
    недостаточно. Главное условие – они должны попасть в руки чуткого и очень
    наблюдательного человека. Магия крупных форматов и «альтернативных процессов»
    велика, но без глубокого личного отношения и внимательного взгляда Художника – становится лишь дивной
    оболочкой, завораживающими, но бессмысленными жестами шарлатана.)

    Мультиэкспозиция «РЕЖИССЕРСКАЯ»

    Речь о фотосъемке
    двух или трёх объектов на один кадр с предварительной оценкой распределения на
    плоскости их объемов и контуров и черновой (более желаемой, чем получаемой на
    деле) смысловой нагрузкой. Может производиться как в одном, так и в нескольких
    местах. В первом случае объект либо клонируется, либо совмещается с соседними,
    во втором – сводятся в одно пейзажи и элементы разных уголков, улиц и городов.
    Совсем не обязательно, чтобы «сценарий» был написан заранее: Вы уже сделали
    одну или две экспозиции и вдруг увидели и запечатлели нечто, что по Вашему мнению,
    может интересно, смыслообразующе сочетаться с ранее «запасенным».

    Здесь возможны
    как удачи, так и провалы предварительного замысла: может статься, что задумка,
    столь замечательная и красивая в момент фотографирования, на выходе никчемна,
    все ушло невесть куда и от ваших предположений не осталось и следа, а может и напротив
    выйти так, что «проходная», на бегу, на ходу, от «просто так» проделанная
    комбинация даст непредвиденный (а поэтому и наиболее интересный и ценный) эффект.

    И,
    наконец, в четвертый – последний – пункт своей маленькой классификации, вынес я
    не столько реально опробованный и на деле практикуемый, а лишь мысленно
    рассмотренный и не взятый на вооружение фотомонтаж. Назову его

    Мультиэкспозиция «КОМБИНИРОВАННАЯ»

    Это
    описанный в различных литературных источниках и развиваемый многими
    замечательными мастерами светописи метод комбинированной фотографии. Различные
    виды монтажа, замена невыразительного неба живописными облаками, впечатывание в
    ночной пейзаж сияющей луны, клонирование моделей и всякие иные фантазии.

    Переложив
    подобные задачи на год от года крепнущие «плечи» компании Adobe и палитры ее
    знаменитой программы, я по этим тропкам с пленкою не пошел.

    Но как
    знать – быть может, это лишь вопрос времени.

     




















































































  • Декілька нових доробків вашого покірного слуги

  • Earth’s Geomagnetic Pole Reversal