• Безымянный 78193

  • Вряд ли это правда


  • «На мой взляд, стремление к Богу есть стремление к равновесию…
    Как бы всего. Как у Аристотеля: добродетель - это середина между двух пороков.»
    На этих двух фразах закончился вчерашний разговор. Как мне кажется, здесь присутствует сразу несколько кардинальных противоречий.
    Во-первых, фраза «Бог есть стремление к равновесию». Стремление кого? Человеков? Тогда тот, кто так формулирует, изначально отрицает трансцендентность Бога, его независимость от психики, потому что «стремление» - одно из ее проявлений. Бог же, если его полагать вне и даже «над» человеком, полагать его Абсолютом, не может никуда стремиться, не может ничего хотеть, ибо в Нем изначально и адекватно присутствует все, «мириады всех вещей», как говорят китайцы. То есть в Нем одновременно присутствует и равновесие, и противоположности, и покой, и борьба, и мир, и движение. Акт Творения не есть акт реализации некоего желания. Творение недаром называют эманацией. Это некое развитие, некое движение, но радикально отличное от человеческого развития, движения, прогресса. Правда, это уже другой вопрос, уводящий в сторону от обсуждения вчерашнего разговора.
    Если же фраза о равновесии предполагает, что человек в своем стремлении к Богу стремится обрести равновесие, в смысле слияния с Абсолютом, то это верно. Хотя обрести единение, просветление, святость (называй, как хочешь) можно только пройдя горнило всех возможных противоречий, их борьбы, пройдя через все возможные стадии неравновесного состояния.
    Во-вторых, приведенная цитата из Аристотеля в данном контексте сводит все поиски Бога, стремление к единению с Ним к этике и морали. Они же, как известно, являются преходящими, временными, «человеческим, слишком человеческим». В частности. Аристотель под добродетелью и грехом подразумевал совсем иные вещи, нежели мы, наша иудео-христианская цивилизация. Если исходить из христианской ортодоксии (католической ли, православной ли – не имеет значения) понятие добродетели не предполагает некоего равновесия, как раз, наоборот, добродетель – это активность человека на пути воссоединения с Богом. Согласно христианству, человек изначально порочен (первородный грех, изгнание из Рая), грех есть его неотъемлемый атрибут, активное преодоление греха приводит к покаянию, то есть покаяние не есть застылость, не есть равновесие, оно – вспышка, прозрение, условие дальнейшего развития и, как результат, спасения. Католичество и православие даже полагают грех необходимым условием спасения: «Не согрешишь – не покаешься, не покаешься – не спасешься».
    Теперь о самом равновесии. Оно бывает устойчивым и неустойчивым. Устойчивое равновесие – синоним смерти, потому что в этом состоянии ничего не происходит и происходить не может. При чем смерть эта есть смерть атеистов, для которых за смертным порогом наступает полное Ничто. Неустойчивое же равновесие, есть состояние потенциальной энергии, готовое в любое мгновение под воздействием малейших внешних воздействий или же внутренних процессов прейти к состоянию непокоя. Вряд ли человек, стремящийся к Богу, нуждается в подобном равновесии.
    На мой взгляд, стремление к Богу – вне этический, вне моральный, а мистический Путь каждого, одинокий Путь. Вставший на него, с одинаково доброжелательной, но отстраненной улыбкой (улыбкой Христа, Будды, Моны Лизы) взирает на все, что происходит в этом мире. Понятия греха и добродетели приобретают для него совсем иные смыслы. Он со смирением принимает тот неоспоримый факт, что в человеческом мире всегда были, есть и будут боль, несчастья, несправедливость и т.д., ибо «Царствие мое не от мира сего», ибо без этого человечество никогда не воссоединится с Абсолютом. (Смирение, как известно, - одна из самых важных добродетелей во всех религиях.) Пытаться или нет улучшить что-либо в положении других – это свободный выбор идущего по этому Пути, выбор, зависящий от массы внутренних и внешних обстоятельств.
    К стати, Путь воссоединения с Богом, называется так только в силу традиции. Это, скорее, восхождение на Эверест в одиночку и без специального снаряжения. Вероятность достижения вершины минимальна. На каждом шагу восходящий может совершить непоправимую ошибку. Кроме того, может и «гора не пустить», как говорят альпинисты.










  • Безымянный 78193

  • Вряд ли это правда