• Что означает фраза: она хорошая дочь своих родителей?

  • «Вор в законе» на Ваганьковском


  •    Сегодняшнее евангельское повествование рассказывает нам о том, как однажды к Спасителю Господу нашему Иисусу Христу подошел один богатый человек и, обратившись к Нему, спросил:  «Учитель благий, что нужно сделать мне, чтобы наследовать жизнь вечную»? «Соблюди заповеди, - ответил Господь, - не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца своего и мать и возлюби ближнего своего, как самого себя». «Все это сохранил я от юности своей, - ответил подошедший, - что еще мне недостает?» Спаситель говорит ему тогда: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною». Услышав слова эти, говорит евангелист Матфей, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение (Евангелие от Матфея, 19 глава, с 16 по 26 стих).
       Многие христиане именно так и поступили в свое время, как сказал Спаситель: продали имения свои, раздали деньги нищим и ушли в монастырь, и ныне они пребывают в сонме святых. Но если мы сегодня с вами примем решение последовать их примеру: начнем продавать свои квартиры, дома и пойдем в монастырь, то окажется, что нас не только там не примут, но и хорошенько отругают сперва и только после этого отправят обратно домой.
       В чем дело? Неужели мы не сможем спастись? Неужели в монастырях не соблюдают сегодня евангельские заветы? Конечно же, это не будет с их стороны нарушением Евангелия. Наоборот, нас пошлют обратно именно для того, чтобы мы в первую очередь и исполнили его. Ведь Господь, прежде чем дать заповедь для совершенных, побуждает исполнить сначала установленную со времен еще пророка Моисея заповедь о почитании родителей, которых нельзя бросать на голодную смерть. И мы с вами помним, как преподобный Сергий Радонежский, с детства желавший посвятить себя Богу, смог исполнить желание свое, только когда проводил в последний путь своих родителей. И не только о почитании родителей мы должны исполнить заповедь, но и о любви к ближнему, т. е. к своей семье: женам, мужьям, детям.
       Сегодня очень много случаев того, что в монастырь уходят не по любви к Богу, как преподобный Сергий, а скорей из-за ненависти к ближним. Пытаются спрятаться в тихой монастырской келье от повседневных забот и хлопот, от семейных обязанностей, т. е. именно из-за желания, чтобы не исполнять как раз заповеди Божии, одна из первых которая – возлюби ближнего своего.
    Много святых среди тех, кто оставил мир, продав все, что имел, и ушел в монастырь. Но все же это люди избранные Богом, и их относительно немного. Большинство же христиан жили среди мирской суеты, и среди них немало тех, кто тоже достиг Царствия Божия, став святым.
       Так о чем же все-таки сегодняшнее евангельское зачало? Продавать нам свои квартиры или нет? Сегодняшнее Евангелие напоминает нам в первую очередь о существовании такого закона, как  духовная наследственность, который мы с вами должны знать, потому что он оказывает немалое значение на наше спасение. Этот закон говорит о том, что от родителей детям по наследству передаются не только физические, но и духовные свойства.  Эти свойства включают в себя основные черты характера, их нравственное направление, склонность к добру или злу, высшие способности ума, чувства и воли.
       В своей книге «Дух, душа и тело» святитель Лука Войно-Ясенецкий приводит примеры действия этого закона. В двадцатых годах ХIХ  столетия, пишет он, в Америке жила молодая женщина, чрезвычайно развращенная. Приговоренная уже в ранней молодости к повешению, она избегла наказания – вышла замуж и имела много детей. Через 60 лет число ее потомков по прямой линии достигло восьмидесяти. Из них 20 подверглись карам закона за преступления, а остальные 60 состояли из пьяниц, помешанных, идиотов, нищих.
       Другой пример из его книги. Во французском, известном в истории семействе Лемуанье уже в конце ХVII  века заметили наследственную передачу самых благородных свойств. Это одно из тех семейств, в которых рождаются, кажется, только для справедливости и милосердия, в которых добродетель передается с кровью, поддерживается советами и возбуждается великими примерами.
       Опять же мы можем вспомнить и о преподобном Сергии, который, будучи рожден от праведных родителей, с младенчества отличался от остальных детей, например, тем, что не вкушал молоко матери по средам и пятницам. То, что для обычных семей кажется нереальным, в высокоблагочестевых – норма.
       Вот и сегодняшний юноша из Евангелия говорит о том, что все перечисленные добродетели, которые назвал Спаситель, он унаследовал уже с детства. То есть, эти добродетели не являются его личными, приобретенными в его духовных подвигах, а перешли ему по наследству от родителей.  То есть, таким образом получается, что этот юноша с одной стороны благочестив, с другой же – он лично сам еще ничего не сделал для своего спасения. И Господь его призывает не надеяться на наследство, в первую очередь, духовное, доставшееся ему от его родителей, но и самому потрудиться для своей вечной жизни.
       Почему же Господь, как может показаться, очень много требует от обратившегося к нему за советом, продать сразу все имение, а не, хотя бы, только часть. Бог, конечно же, знает судьбу каждого человека, еще не прожитую им; знает, кому, что на благо и сверх сил испытаний не посылает. Здесь же открывается еще и та особенность человеческой натуры, что только то, что приобретено человеком своим трудом и потом, только тем он и дорожит; то же, что человек приобрел даром, обычно не ценится, и очень быстро соответственно растрачивается. Пример этому из того же Евангелия – притча о блудном сыне. Быть может и здесь, мы можем только догадываться, что данный юноша, получивший хорошее наследство и материальное, и духовное, возомнивший при этом о себе, будто бы это все, что он имеет, плод его заслуг (а мы видим, что он высокого мнения о себе, т.к. добродетели, которые имеет, приписывает себе, а не родителям), из-за гордыни этой своей все в конце концов растратит. Может быть поэтому Господь и дает ему такой совет, дабы спасти его от погибели.
       Мы все являемся детьми своих родителей, а значит и на каждого из нас распространяется закон духовной наследственности. Это значит, что многие добродетели, которые мы имеем, мы получили их с вами по наследству от своих родителей, и не должны значить их приписывать себе, считать себя такими уж добродетельными, а надо только благодарить своих родителей. Если же что плохое нам досталось от предков, мы должны в себе искоренить. То же, что хорошее получили – усовершенствовать. Добродетели, перешедшие к нам по наследству, спасают нас только от погибели, но не дают нам награды. Награду от Бога, благодать Его, нам дает только то, что мы приобрели своим собственным трудом, своими подвигами. Будем поэтому постоянно духовно совершенствоваться в добродетелях, чтобы достичь Царствия Божия, а не хвалиться тем, что нам в принципе и не принадлежит.          













  • Что означает фраза: она хорошая дочь своих родителей?

  • «Вор в законе» на Ваганьковском