• Браслет «Трио»

  • Гастрольный тур Юрия НАУМОВА “9 струн Веcны”



  • Самый популярный в средневековой Европе музыкальный инструмент, лютня, зародилась не в Италии, как я думал. Примерно в 8-м веке мавры завезли в Европу, вместе с исламом, много чего интересного - с точки зрения культуры. В частности, персидский струнный щипковый музыкальный инструмент, который назывался "уд". Именно так он называется и сейчас, а с арабским артиклем - "аль-уд", что в испанском языке превратилось в "лауд". Путешествуя по европейским языкам, лауд получал новые имена: "лаут", "лют", "люта", "лютня".

    Было бы несколько затруднительно с точки зрения наших сегодняшних музыкальных представлений определить, что е представляла собой лютня. Время было менее формальное, чем сегодня, и даже количество струн не фиксировалось. Точнее - пар струн, так как начиная со второй - струны были парными. И поэтому когда мы читаем о 5-струнной лютне - надо понимать, что речь идет об пяти рядах, из них первый - это просто струна, а следующие четыре - пары; итого, следовательно, 9 струн. Так вот, были распространены 5-рядные, 6-рядные и 7-рядные лютни - соответственно было в каждой из них 9, 11 и 13 струн. Но затем число рядов варьировалось - до 13 (соответственно 25 струн), а впоследствии стали добавлять и одиночные басовые струны, и число рядов (большинство из которых были уже непарными) доходило до 20.

    Непростым вопросом была и настройка лютни. Первую струну настраивали, как правило, на "соль" (иногда, впрочем, на "фа" или "ля"), а затем - по интервалам: кварта, кварта, терция, кварта, кварта - в расчете на 6 рядов, что, собственно, и представляло собой более-менее принятый стандарт 16-го века - века расцвета лютневой музыки.

    А лютневая музыка тогда именно расцвела. Лютня стала главным инструментом, популярным и у буржуа, и среди аристократов (сохранилась картина, изображающая королеву Елизавету с лютней). Лютня гремела (и в прямом, и в переносном смысле этого слова) по всей Европе - в Дании и Англии, в Голландии и Польше, в Германии и в Испании, но центром ее была, разумеется, Италия.
    Лютневые композиторы нотами свою музыку не записывали. Для этого существовала другая система записи - табулатура (точнее, несколько видов табулатур).
    Вот такая история.





  • Браслет «Трио»

  • Гастрольный тур Юрия НАУМОВА “9 струн Веcны”