• МАРШ-БРОСОК В САМАНУ

  • МЕЛКИЕ РАДОСТИ


  • Ещё буквально недавно я относился к изобразительному искусству XX века со значительной долей скепсиса.Ну,оно понятно-круги,квадраты-мазня,одним словом.Ну что ж,скепсис-сторона дилетанта.Мне потребовалось не так много фактов,чтобы по крайней мере поверить,что моё отношение не было ничем оправдано.

    Начнём исторически.К 60-70 годам XIX века художники уже прекрасно и достоверно умели рисовать с натуры.Что угодно могли изобразить,в любом проявлении.Как говорится,выше только звёзды.Должен был наступить рубеж:"а что дальше?" И вот рубеж наступил.Эти годы "перехода" вылились в лихорадочную болезнь декаданса.Унылые настроения,пресыщенность жизнью,лжеуверенность в том,что человек знает всё.И правда-конец 19 века-научные открытия,сенсационные изобретения поставили в людей в тупик:"Скоро мы познаем весь мир.И правда,что же будет дальше?" Что касалось изобразительного искусства,то,как казалось,там человеком был найден каждый нюанс и достигнуто высшее мастерство(Тем более появилась фотография-зачем же тогда художники?).Не буду писать об искусстве переходного периода-символизме,когда люди старались уцепиться за старые идеалы и вбить их в современную жизнь,отгородиться от вульгарности и простоты мира.
    Скажу лучше о чём-нибудь,пережившем период неустойчивости и становления.Собственно,чтобы развенчать свой же миф.
    Итак,пережив переходный период,искусство взобралось на новую планку.Это попытка не просто и часто совсем не перерисовать с максимальной точностью существующий предмет,а передать красками и линиями какую-то идею,состояние.То есть,картина уже не несёт чисто эстетического удовольствия.Она несёт скорее удовольствие эмоциональное или же идейное.
    То есть,то,что часто называют просто "мазнёй",может оказаться гениальным творением.Не всегда,конечно,но всё-таки.Заметьте,все художники-кубисты\фовисты\конструктивисты прекрасно могли с великолепной точностью просто перерисовать предмет.Тот же Казимир Малевич ведь не только квадраты рисовал.У него есть портреты,например.

    Профессиональные высококлассные рисунки.А вот тут уже стоит подумать,почему художник-профессионал вдруг рисует квадраты и говорит,что в этом весь смысл его творчества?Может показаться глупым,но это тоже поиск идеи.Символисты искали идею в символах,фовисты-в красках,конструктивисты-в геометрических фигурах.
    Ладно,оставим Малевича,с ним ещё не всё ясно.

    А вот,например,экспрессионизм.Меня весьма вдохновило это творческое направление именно тем,что оно наиболее чётко даёт понять смысл творчества 20 века.Опять же-зачастую якобы "мазня",но идея видна за версту.Не потому что она простая,а потому что эмоция слишком сильная.Я подойду к направлению чуть сбоку...вернее,с небольшого периода.
    Цитата:"На протяжении истории художники не раз деформировали в своих работах окружающую их действительность, пытаясь передать ощущение ее несправедливости, жестокости и безрадостности. К XX столетию это направление получило название "экспрессионизм". В то время художники стали особо остро ощущать охватившую всю Европу тревогу, которая вылилась в 1914 г. в ужасную Первую мировую войну. В живописи беспокойное чувство экспрессионистов противопоставлялось безмятежному взгляду импрессионистов и характеризовалось использованием двух приемов: упрощением рисунков до карикатуры и выбором ярких экспрессивных цветов, едких и обжигающих, что хорошо передавало ощущение скрежещущего и хохочущего мира, насмешливого и жестокого."
    Довольно показательно?Вот теперь хочется пробежаться по нескольким картинам взглядом(ну,репродукциям,хоть я репродукции не выношу).А теперь,внимание:делай раз-нарисовано фигово?-и делай два-а можно ли было нарисовать лучше?

    Первое,что приходит в голову-конечно,норвежский художник Эдвард Мунк с его знаменитым "Криком".Я видел только репродукции,но и они меня сильно впечатлили.

    "В своем "Крике" Мунк сумел трансформировать собственные переживания в универсальный образ, передающий всю глубину человеческого отчаяния. Мунк писал в дневнике: "Я шел по дороге с двумя друзьями. Садилось солнце... Неожиданно небо сделалось кроваво-красным. Облокотившись на перила моста, я смотрел на облака, огненным мечом нависшие над городом и черной водой фьорда... И мне показалось, что я слышу нескончаемый крик самой природы". Художник сделал несколько вариантов композиции. К ним относится и "Отчаяние", которое Мунк называл впоследствии "первым криком". В конце концов, он нашел единственно нужный для решения стоявшей перед ним задачи образ: странную фигуру с разверстым ртом и прижатыми к ушам ладонями - на фоне тревожной перспективы уходящей вдаль дороги и пылающего кроваво-красного неба. Этот шедевр словно предвосхищает все ужасы кровавых потрясений, которые человечеству было суждено пережить в XX веке. "Крик", пожалуй, самое типическое для творчества Мунка произведение. "Писать не предметы, а переполняющие тебя эмоции", - этот урок Мунка прекрасно усвоили экспрессионисты. Особенности манеры художника продиктованы именно этой задачей: тут и невероятная динамика красок (при строгом ограничении палитры и стремлении к диссонансу), и намеренное искажение фигур и пейзажа (с приближением к условности), и жесткий вихреобразный рисунок, и напряженная композиция...Про этот шедевр написано очень много. С историей его создания связан ряд легенд, версий и предположений. Кто-то считает, что "Крик" - плод психического расстройства художника. У этого мнения есть свои резоны. Мунк неустанно воспроизводил "Крик", словно таким образом пытаясь избавиться от него, - до тех пор, пока не прошел курс лечения в клинике. С победой над психозом он утерял способность (или необходимость) делать это.Астрономы утверждают, что кровавое небо, увиденное Мунком, было результатом грандиозного извержения индонезийского вулкана Кракатау в 1883 году, унесшего жизни 40 тысяч человек. Выбрасываемые тогда в течение нескольких месяцев огромные облака пыли стали причиной многолетних кровавых закатов в Европе."
    "Крик",конечно,выдающееся в плане дикости и экспрессивности произведение,но и остальные работы Мунка тоже сильные.Вот эта,например, "Evening on Karl Johan".Простая,но гадкая штука.

    Такие же жестокие штуки выдавал известный экспрессионист,бельгиец Джеймс Энсор.У которого "жизнь-как зловещий карнавал".
    "Интрига",Дж.Энсор:

    Также известен Эмиль Нольде,но в нём уже нет столько этой жестокой абсурдности красок и психозного бреда сочетаний.Не столько,но есть.
    К сожалению,названия этой картины я не знаю.

    Ну,я рассуждал тут,конечно,о наиболее психозной стороне экспрессионизма(ранний).А вообще,экспрессионизм,конечно,не был столь страшен.В первую очередь,потому что он довольно долго жил и отражал разные периоды XX столетия.Василий Кандинский,его жена Габриэль Мюнтер,рисовавшая милейшие весёлые пейзажи.Тот же Нольде рисовал фееричные,чуть не волшебные картины.Фовисты ведь пошли от экспрессионистов.
    Даже Мунк,который как раз и был ярчайшим представителем,так сказать,"психозного экспрессионизма",не всегда рисовал такое.Была у него и вот такая,4ex,"Лунная ночь"

    Удивительная всё-таки штука)























  • МАРШ-БРОСОК В САМАНУ

  • МЕЛКИЕ РАДОСТИ