• Воскресенье

  • Мирский замок и цитадель Карим-Хана. Совместный выпуск.


  • 1. Нагромождение камня, стекла, кирпичей, плитки, дерева, шифера, бетона, пластика, черепицы, железа,  различных смесей и комбинаций, надежд на защиту и вынужденность создания социосферы - города. Муравейники, яблоки, домики, жемчужины, просторы и цитадели, ландшафты и замки, стекляшки и лачуги. Эти нагромождения - те, что стали домами, те, что образовали деревни, те, что образовали затем города и монстры мегаполисов. Конструкторы и запчасти. Одно из другого. 
    Каждый город - отражение жителей, истории, политики и денег, понятий о прекрасном и о комфортном, об удобном и выгодном, престижном и вынужденном. На цельных камнях, на болотах или на песочном асфальте строят хлипкие конструкции картонных коробок - одинаковые окошечки в ряд и симметричные блоки бетона. Изогнутые стекла металла в небоскребах. Кирпичи стен. Старые завитушки и колонны, стили архитектуры и минимализм спичечного коробка.
    Я смотрю на новые здания моего города, зачастую вырастающие вне зависимости от требований гармонии окружающих предшественников - и мне становится грустно.
    Ребенок старинного центра, искренне считающий спальные районы чужим  городом, если не миром, высоки потолки - данностью, резную мебель и звуки пианино - неизбежностью, небрежно гуляющий по всемирно известным дворцам-музеям Петербурга, без восхищения и пиетета, думая, что так и должно быть -  он со временем получил осознание захватнического заползания другого одноообразного, одноразового мира в ряды тянущихся одним фасадом многоликости осыпающихся от старости стен домов города, образующего прямые линии-лучи улиц.
    Ремонты длинных коридоров, где открывшиеся раны стен закрывают крашеным картоном, плачущую лепнину потолков - пенопластовыми плитками, чередующимися с плоскими лампами, вызывают чувство хлипкости, халтуры, холодности и сожаления. Рестоврационная халтура и падающие балконы - скрип зубов. Свет неона вывесок и реклам, отвлекающих от естественной сути окружающего мира, разрушающих стены стержнями креплений - чувство боли.

    2. Многообразие света рекламы. Пластик и современность. Инопланетные, пузырьковые, кубические строгие, инсектовидные или иные формы зданий, простота и четкость линий - да, это то мифическое будущее, которое сторои мы сейчас - по картинкам из научно-фантастических книг. Создай мечту о звёздах, зарони необходимость мыслить, что именно так и должно выглядеть будущее, стремящееся к выси и космосу - и прочитавшие начнут его строить. Слишком сильно желание оторваться от старой земли, слишком сильны нигилизм детей и дряхлость отцов.
    "Я обожаю эти рекламные щиты - они как лицо цивилизации, они разговаривают и предлагают, они превращают ночь в радугу, а любой день - в многоцветную весну" - вот примерная формулировка мысли Сержа в ответ на мой положительный с точки зрения эстетического восприятия монолог по поводу прокатившихся актов  очистительного вандализма по отношению к рекламным тумбам и плакатам, произошедших несколько лет назад. Сейчас я почему-то именно этот пример вспомнила.

    Построенный современный мир на вбитой в подсознание научной фантастике - в попытках все сделать не так, как обычно, и не так, как должно было бы быть именно  на планете Земля, в попытках взлететь ввысь и врезаться в глубину земных недр, уместить и сэкономить, отряхнуть пыль с истории и создать новый облик мира, более прогрессивного, цивилизованного, прозрачного, симметричного и одинакового?
    Или привычная убежденность в понятиях прекрасного предков, передающихся в окружающих камнях, кирпичях, картинах, эркерах, фронтонах, статуях - но предков, копирующих греческое прошлое, а не сияющее минималистическое будущее?

    "Какая красота" - вздох восхищения на проект здания, воплощенного по канонам современности, от одной из посетительниц архитектруной выставки. А моё - пренебрежение к отсутствию витиеватости в фантазии, закрытости камнями стен и отсутствию яркой  индивидуальности - простота форм и содержания. Гениальная ли простота? А еще - полуобморок от вмуровывания этой стекляшки в оправу псевдо-греческих зданий, бывших современными более полутора веков назад.
    Что выбрать - кладовку привычного аккуратного прошлого, неоднократно копируемого и повторяемого как идеал, или совершенство простоты и удобства домов-сот, домов-яблок, домов-геометриков?
    Возможно, все в любви к сохранению или уничтожению окружающего остатка наследия чужих крепостей, а также - в красоте, что в глазах смотрящего и строящего поколения.
    И моё "Фи!" на новостройки и современную архитектуру - это отражение другой стороны, говорящей "Ах!", и задирающей голову, чтобы посмотреть на стеклянное небо бетона?
    Хотя нет. Это - сожаление, что больше почти никто не идет более сложным путем, который можно было бы оставить в числе памятников истории. Сиюминутность, прячущаяся за словом "современность". Потому что только стекло и железобетон - так дешевле, проще и быстрее.

    Но подобно тому, как этот текст небрежно слеплен из потиворечащих друг другу кирпичиков-слов, с прорубленными окнами в самых неожиданных стенах, он все же мечтает о том, чтобы стать также устремленным вверх лаконичным, прозрачным, симметричным и гениально-простым.

    Вот именно в небрежности  - все проблемы.












  • Воскресенье

  • Мирский замок и цитадель Карим-Хана. Совместный выпуск.