• Англия август 2011 (Часть вторая. Лондон)

  • Безымянный 56233


  • Идея подобной поездки давно витала в воздухе, после того, как я прочитал на каком-то сайте, про брошенные церкви в селах Большой Куяш, Булзи, Багаряк, Огневское на севере области.
    В июле, по дороге в Тюмень, куда мы ездили по Ольгиным лошадиным делам, на трассе Миасское-Бродоколмак-Шадринск, проезжали село Нижнепетропавловское. Это село находится практически на границе Челябинской и Курганской областей. Над одноэтажной деревней возвышалось красное-красное здание церкви. Даже находясь в низине, относительно основной части деревушки, недалеко от русла Течи, церковь все равно поражала своей величественностью.

    Тогда мы даже не остановились, поскольку до Тюмени было еще далеко, а надо было торопится. Но в голове засело – надо приехать сюда еще раз. Сфотографировать, узнать что это за церковь, что с нею случилось.

    Из практических побуждений, показалось, что ради одного объекта ехать в такую даль – не очень умно – и я взялся за изучение атласа Челябинской области. В нем строения церковного типа обозначаются крестиками. Оказалось, что очень близко к Нижнепетропавловскому, но уже на территории Курганской области есть еще две деревни, в которых тоже должно быть что-то подобное. Это означало, что складывается довольно интересный маршрут.

    Я не могу назвать себя верующим человеком, но меня всегда поражало то, как люди, и в недавние времена и в очень далекие, живя в лачугах и домах безо всяких удобств, умудрялись во славу своих богов строить просто-таки грандиозные сооружения.
    Именно так, в богом забытых деревнях, выглядят строения во славу этого самого бога. Видимо, вера людей настолько сильна и настолько важна, что они бросали все свои силы на воздвижение храмов. И строили их так, что даже разграбленные и искалеченные, они стоят, и смотрятся великолепно, и не собираются разрушаться в отличие от деревянных, покосившихся домов, построенных гораздо позднее самих храмов.

    ***

    Итак в августе я отправился, уже один, еще раз в сторону Нижнепетропавловского. Дорога, идущая из поселка Русская теча, огибает искомую деревню, и подъезжать к храму ближе именно от первого своротка с указателем, находящегося до изгиба дороги. Я же проехал дальше и повернул там, где с дороги, лежащей чуть выше поселка, открывает завораживающий вид на деревню. Не знаю, проходила ли дорогам там же во времена строительства храма, но сейчас она в идеальном месте. Потому что, смотря с нее, невозможно не поразится величию храмового сооружения на фоне простоты рядовых деревенских строений.

    ***

    К сожалению, я совершенно не знаю архитектурной терминологии и практически не понимаю, где неф, а где хор. А значит, описания будут бытовыми и прикладными. Что
    вроде - здесь высокая часть, а здесь низкая.

    ***

    Свернув с трассы, по направлению к церкви, проезжаешь сначала брошенное здание, которое видимо было когда-то детским садом. Две комнаты на первом этаже занимает магазин (думаю, что даже за аренду платить не надо), а остальное уж совсем нежилое, с пустыми рамами и прочими прелестями. Рядом памятник. Дальше, уже за мостом через Течу, еще одно разрушенное здание. Может быть, когда-то он было клубом или чем-то подобным.

    Детский сад и стелла

    Сейчас, видимо, людям не нужны ни детские сады, ни клубы. Не понимаю, не понимаю. Но таким образом, подтверждается упадок деревни.

    Церковь чуть дальше, одновременно в низине, относительно некоторой части деревни, с другой стороны на чуть возвышающемся пустыре. Хотя это возвышенность скорее зрительная и возникает из-за того, что стоит она одинокая, ближайшие дома в метра 70.

    Церковь

    Здание состоит из двух частей, колокольни и части, где обычно располагается алтарь (назовем ее алтарной). В первой части, видимо, располагался вход в церковь, поскольку перед ней остатки каких-то строений. Хозяйственного ли назначения или может быть ворот. Колокольня высокая, но лестницы никакой не осталось. Зато остались металлические балки, положенные крест на крест, и располагающиеся в месте, где как раз начинается сама башни. Их наличие, как покажет дальнейший опыт, конструктивный момент строений того времени. В башне наверху даже остались целыми какие-то деревянные части.

    Церковь внутри

    В боковой части церкви, с одной из сторон, разрушена стена. Судя по тому, что остальные стены в полном порядке, это было сделано намеренно, для каких-то целей. Либо в здании была конюшня, либо гараж. Как это обычно бывало в 20-30 годы прошлого года.
    Алтарная часть церкви тоже сильно покалечена, особенно народным письмом. Причем, из того что увидел я, саамы старые датируются 30-ми годами. И что удивительно, все подписи выражены аббревиатурами вида ААБ, ВВГ. Видимо, это ФИО. Люди хотели отметится, но не хотели выдавать своих имен. Я понимаю это так. Подобные надписи встречали и в остальных церквях.

    "Росписи" на стенах

    У свода в алтарной части храма, на основаниях сохранились остатки росписей. Очень и очень бледные, едва различимы лики святых.
    Купол колокольни, и алтарной части еще целы, но состояние их плохое, и через пару лет они, скорее всего, обвалятся. Но церковь эта никому не нужна. Как и многие другие церкви в подобном состоянии.

    Хорошо хоть, что ее не разворовывают деревенские. В отличии от других колхозных построек. ХИ кирпичи практически все на месте, и чугунные решетки на несуществующих десятки лет окнах стоят. Как сказала бабуля, живущая в доме вблизи от церкви: "Бога боятся".

    Странно, что она, живущая здесь больше 40 лет, ничего больше о церкви не знает. Сказала лишь, что когда приехала сюда, церковь была уже в точно таком же состоянии. Ни имени, ни кусочка истории, ничего.

    Обычные "посетители"

    В Интернете я тоже о ней ничего не нашел. Нужно поднимать деревенские архивы, такие наверняка есть в школе или в той организации, которая раньше называлась сельсовет.







  • Англия август 2011 (Часть вторая. Лондон)

  • Безымянный 56233