• Блок. отношение к биографии

  • Моделирование личности. Часть 1. Введение.


  • "-Как же теперь...ему...русскому народу...лучше послужить?" А. Блок, из воспоминаний З. Гиппиус

    Раз уж я заговорил о поэзии, то в связи с этим я не могу не упомянуть А. Блока, поэта, которого я считаю одним из величайших русских творцов, человека, одаренного не только умением складывать рифмы и наполнять их смыслом, но и умением оживлять свою поэзию тихой, гармоничной музыкой, вселяющей в душу, несмотря на мрачность и печаль многих его работ, ощущение красоты, надежды и веры, даже несмотря на то, что порой он писал чудовищные вещи, наподобие поэмы "12". Но по порядку.

    Знакомство мое с поэзией А.Блока началось еще в глубоком детстве, со стихотворения "Зайчик". Не знаю, чем оно мне так понравилось...добротой ли, образностью, печалью...всем вместе, наверное. Даже сейчас, много лет спустя, я вновь и вновь вижу образы, вызываемые этим стихотворением, и восхищаюсь его гармоничностью, его печальной красотой...

    Позднее любовь моя к поэзии Блока продолжала расти - что, в общем-то, неудивительно, так как почти все его работы пронизаны идеей "Прекрасной незнакомки", идеей чего-то невинного, непорочного, чего-то, что чисто и свято, чего-то, что вечно. Все же, был у него дар затрагивать те струны души, о которых, казалось бы, или не знаешь, или забыл, дар погружать в себя, и, вместе с тем, дар показывать всю красоту природы (в этом даре его превосходит только Есенин, по моему мнению)

    Но настал момент, когда читая одну из его работ, я испытал раздражение, непонимание и оскорбление. Несложно догадаться, что работой этой оказалась его поэма "12". Христос в виде предводителя 12 красноармейцев " в чепчике из роз"... звучит довольно кощунственно, тем более, с учетом того, что советская власть пыталась не только убить веру, но и заставить всех о ней вообще забыть, забыть о том, что она существовала... как вообще можно было объединить Христа и красноармейцев в одной работе, поставить их на одну ступень? Конечно же, потом пришло понимание, что писалась поэма в тот момент, когда некоторые представители русской интеллигенции верили в октябрьскую революцию, в ее благо, ведь коммунистическое учение само по себе мало чем отличается от христианского - те же морально-этические ценности. И не мог Блок знать, какое кощунство он написал, он просто не понимал этого... тем не менее, неприятный осадок от поэмы все равно остался. Но можно ли винить в этом Блока, человека, который, по оценке современников, всегда чувствовал себя "ничегонезнающим", в какой-то мере инфантильным и оторванным от реальности, оставшимся "большим ребенком"? Сомневаюсь. Равно как и сомневаюсь, что работу эту и подобные ей стоит брать в расчет при оценке творчества А. Блока - творчества поистине прекрасного и трогающего.


  • Блок. отношение к биографии

  • Моделирование личности. Часть 1. Введение.