• Конфуций: Груз тысячелетий

  • Свобода воли и любовь


  • Правитель нужен, убежден Конфуций, для наведения порядка в обществе, пребывающем в состоянии хаоса.
    Философия Конфуция далеко не религия, если кому-то показалось на первый взгляд, а есть воззрения все еще почитаемого древнего китайского мыслителя, жившего в 5 веке до н.э.
    Высшим принципом управления является гуманность, которая проявляется в образованности правителя, в непрестанном чтении им книг и размышлениях.
    Гуманность и почтительность ко всем людям без исключения - синонимы.
    Конфуций не учил любви романтической, ранней, такой, какую прославляют в христианстве к вымышленным божествам, и он не учил любви к врагам своим, что является не естественным, а учил постигать эту черту разграничения, на что способен только цивилизованный правитель, размышляющий над долгом и справедливостью.
    Цивилизованный правитель и человек - синонимы.
    Что считал Конфуций долгом:
    - почтительное отношение к старости,
    - преданность к вышестоящим и к собственной стране.
    Что считал Конфуций любовью:
    - братские отношения к окружающим и ровесникам,
    - поведенческие нормы в выражении чувств к женщинам.
    Гуманность - это не врожденное знание, а позднее моральное прозрение, базирующееся на этическом воспитании и жизненном опыте.
    Гуманность и нормы поведения - синонимы.
    Нормы поведения не отрицают личность. Личность проявляется в связи с другими личностями. Нет индивидуальности вне человеческих отношений.
    Для формирования и проявления необходим долгий путь конформизма и компромиссов. Но тот, кто не обладает знаниями, не может реализовать себя.
    Ничтожные люди восприимчивы только к выгоде. Мораль и выгода, не совместимы, это последовательность приоритетов, если мораль вступает в противоречие с выгодой, следует предпочесть мораль.

    Мудрому правителю не приличествует устанавливать законы и контролировать их исполнение, он правит при помощи своей добродетели, стараясь быть образцом для подражания. Правитель подобен ветру, а народ - траве, когда ветер дует, трава склоняется.
    Управление с помощью образца является более эффективным, нежели управление с помощью строгих законов. Законы еще необходимо разъяснять.
    Когда не действует ни то. ни другое, ни образец, ни законы, то необходимо пользоваться вещами в соответствии с их именами, так как назначение вещей определяется по их названию. Правитель должен быть правителем, отец должен быть отцом, а сын должен следовать назначению имени сына.

    Все начинается с семьи, ибо там высший гуманизм образования имен, там нет нужды в реформах, и порядок распространяется на государство, исключая преступность и насилие.




















  • Конфуций: Груз тысячелетий

  • Свобода воли и любовь