• Восточная Индия: штат Орисса и Варанаси, январь 2007

  • Безымянный 116720


  • Музей наивного искусства создан 23 июня 1998 года Правительством Москвы и является государственным учреждением культуры в подчинении Комитета по культуре города Москвы. Основателем Музея является его директор Грозин Владимир Ильич.
    Музей расположен в районе Новогиреево в единственно сохранившемся с начала ХХ века кирпичном здании в стиле западного модерна. Это первый в стране государственный музей, задачами которого является популяризация наивного искусства России, а также собирание и хранение работ наивных художников России.
    В планах деятельности Музея - реализация федеральных, общероссийских и долгосрочных проектов.
    Музей ведет активную выставочную работу, привлекая наивных художников из различных регионов России и других стран.
    Музеем издаются альбомы работ наивных художников России, а также буклеты и каталоги к выставкам их работ.
    О феномене наивного искусства
    Вы хотите жить в раю? Вопрос странный и простодушно-наивный. Но только не для наивных художников. Они живописуют рай, поскольку пребывают в нем постоянно. Они не ведают об изгнании из рая, а потому не могут грустить о «потерянном рае». Жизнь они понимают как «золотой век», потому как мир для них – это гармония и совершенство. Для них нет истории как постоянно творимого процесса, а время в нем обращено в бесконечный круг, где наступающее завтра будет таким же лучезарным, как и прошедшее вчера. И не важно, что прожитая жизнь была беспросветно-тяжелой, драматичной, а подчас и трагичной. Это нетрудно понять, если ознакомиться с биографиями наивов. Они словно хранят в генетической памяти свойственную их предкам целостность восприятия и сознания. Постоянство, устойчивость и душевное равновесие – вот условия нормальной жизни.
    Наивное искусство всегда существовало в российской художественной практике, но только в последние десятилетия получило эстетическое признание. Долгое время доминировало мнение о некоей его «второстепенности». При этом забывали, что ранние авангардисты, постмодернисты и художники-концептуалисты в поисках новых изобразительных форм обращались к непосредственности и простодушию наивов. Интерес к творчеству самоучек проявлял Шагал, к русскому лубку обращался Малевич, особое место занимал наив в творчестве Ларионова и Гончаровой. Во многом благодаря приемам и образам наивного искусства успех сопутствовал показам работ Кабакова, Брускина, Комара и Меламида.
    Творчество наивных художников как один из пластов современного отечественного искусства требует серьезного и вдумчивого изучения, в котором не может быть места поверхностным и крайним суждениям, нередко встречающимся в обиходе. Оно либо идеализируется и превозносится (вот образец для подражания!), либо рассматривается с оттенком пренебрежения (какой с них спрос!).Еще один упрек – что нет шедевров. Позволительно спросить: «А где их много, этих шедевров?».
    Легко понять, всмотревшись более пристально, что наивный ум – это ум особого склада. Он не хороший и не плохой, это ТАКОЙ ум. Он включает в себя целостное миропонимание, при котором человек немыслим вне природы и космоса, он душевно свободен и может наслаждаться творческим процессом, оставаясь равнодушным к его результату. Он, этот ум, позволяет представить, что человек может пребывать и пребывает в двух снах и что библейский рай – не единственный. Отечественный наивный художник, в отличие от своего зарубежного коллеги, массового признания пока не получил. Он живет своим отдельным миром, мало связанным с реальной художественной жизнью. Он не всегда находит понимание и крайне редко обременен заказами. Он не уверен в своей включенности в общий художественный поток, поскольку не имеет «школы» и технологической оснащенности. Он самостоятельно ищет и находит новые средства выразительности, новые формы и приемы, не претендуя на роль лидера или первопроходца.
    Вместе с тем потенциал, которым располагает наив, может быть востребован в нашем бурном XXI веке, когда мы «фиксируем не историю эволюции, а историю катастроф». Он никого не потеснит и не отстранит, да и вряд ли может стать властителем дум, он лишь сможет предъявить самое ценное свое качество – целостное незамутненное сознание, «тот тип мироощущения, который только и можно назвать истинно нравственным, так как он не делит мир, а ощущает его организмом». В этом – нравственно-этическая и культурологическая сила наивного искусства.
    Казьмина Екатерина.

















  • Восточная Индия: штат Орисса и Варанаси, январь 2007

  • Безымянный 116720