• Моделирование личности. Часть 4. Последние детали.

  • Моделирование личности. Итоги.


  • После того, как определен самый верхний в иерархии блок, моделирующий действие личности, необходимо сделать первую декомпозицию, т.е. разложить его на более детальные функциональные составляющие. При декомпозиции будем определять основные функции в направлении от выходной стрелки (Событие после действия) ко входной (Уникальное событие), так как такое представление упрощает восприятие (движение от простого к сложному). Сначала изображу то, что у меня получилось:

    Теперь перейдем к описанию блоков. Описания, для простоты понимания, будем подкреплять примерами. За базовый пример возьмем некую статичную ситуацию, связанную с выбором, например, пусть это будет молодой человек лет 25, пришедший на избирательный участок для выбора президента (необходимо выбрать одного кандидата из трех).
    Итак, краеугольным камнем существования любой личности, как уже отмечалось, является ощущение "Я делаю". В связи с этим, оконечный блок, после которого происходят другие события так и назовем: "Исполнение решения (действия)". Под этим блоком будем понимать выполнение личностью преобразований над имеющимися в наличии объектами и субъектами (вход) под управлением определенного сформировавшегося алгоритма решения. Алгоритм решения, разумеется, часто представляет собой не просто однозначную последовательность действий, а набор вариантов с неким основным и дополнительными, альтернативными решениями. На выбор конкретного решения для данных объектов и субъектов очевидно будет также влиять представление о себе. Не секрет, что каждая личность имеет определенные воззрения по поводу себя: привычная манера поведения, манера одеваться, разговаривать, мыслить и т.д. Обычно "модель Я" находит свое отражение в других, окружающих ее личностях - от этого модель только крепнет и может оказывать значительное влияние на исполнение действия, например, на способы и качество выполнения действия или способность строго придерживаться задуманного алгоритма. Т.е. помимо алгоритма решения мы вынуждены внести дополнительное управление, связанное с представлением личности о самой себе. В нашем примере у избирателя сформировалось решение: он не будет голосовать ни за одного из претендентов на президентский пост. Увидев в бюллетене отсутствие графы "Против всех", молодой человек производит выбор из возможных алгоритмов действий, и выбирает тот, который ему больше нравится: пишет по диагонали бюллетеня "Против всех". Избиратель может думать примерно так: "я - молодой, я - находчивый, я - веселый парень, не собирающийся подгибаться под изменчивый мир, друзья оценят мой поступок". Мы видим, что на конкретный способ исполнения решения в данном случае оказало влияние представление о самом себе (хотя сам по себе алгоритм конкретного действия был сформирован на базе уже виденного аналогичного). Вообще, же, по-всей строгости, стрелку "модель Я" можно было бы завести и в блок формирования решения, так как представление о себе скорее определяет, корректирует конкретный алгоритм решения. Но, для того, чтобы обратить на значимость модели "Я" большее внимание, я завел ее на блок исполнения действий. Остались субъекты и объекты. Тут все проще, объект: бюллетень - над ним и производит преобразования избиратель, чтобы подать свой голос. В то же время, избиратель использует такие объекты, как маркер, ящик для бюллетеней и т.д. и субъекта - работника избирательного участка для выдачи бюллетеня - поэтому стрелку от объектов и субъектов заводим также и в механизмы этого блока. Основополагающим же механизмом ощущения я-действия является отождествление Сознания. Сей постулат также отображен в виде стрелки механизма снизу блока.
    2. Формирование решения. Что является входной информацией для формирования решения? Эту информацию обозначим как массив данный из объектов, субъектов, желаемых соотношениям между ними и, самое главное - интенсивности желаний. Весь этот массив назовем Побуждением, так как связывающей, координирующей его основой является именно желание со статусом необходимости в действии. В нашем примере человек желает проголосовать против всех кандидатов, т.е. в результате некоего своего действия он желает, чтобы его голос не был засчитан ни за одного из них. Объект: формализованный голос избирателя на бланке бюллетеня. Субъекты - кандидаты в президенты. Побуждающая, целевая функция такова, чтобы ни один из кандидатов не был избран. Интенсивность желания (целевой функции) такова, что просто желание перешло в побуждение и обрабатывается в блоке "формирование решения" для получения алгоритма реализации. Формирование собственно алгоритма происходит под непосредственным влиянием представлений о мире, среди которых можно выделить модели, правила и эмоции. Чтобы сформировать алгоритм решения, необходимы исходные представления о типичных правилах взаимодействий объектов и субъектов, включенных в побуждение. Избирателю известно, что такое голосование вообще, что такое президент, как проходит процедура голосования, что означает "недействительный бюллетень", к чему может привести неявка на избирательный участок и многое другое. Все эти ситуации, проверенные на собственном опыте, или слышанные от других - всех их можно объединить под наименованием "модели окружающего мира". Эти модели в наибольшей мере определяют характер формируемого алгоритма решения. В отдельную ветвь можно выделить некие абстрактные, общие, формальные правила, которые считаются непреложными в нашем логически-аналитическом мышлении. Такие правила назовем правилами логики. К ним относятся правила причинно-следственных связей, категорирования объектов и субъектов, да и вообще все принципы формальной логики. Очевидно, что для построения решения такие правила необходимы. Избиратель знает, что сначала нужно проголосовать, а уже после ждать результата, а не наоборот. Избиратель понимает, что за причиной всегда возникает следствие, поэтому при разработке алгоритма учитывает это положение. Эмоции, возникающие в уме также оказывают влияние на формирование алгоритма решения, придавая ему особую специфичность часто даже в ущерб рациональности. Наш избиратель, например, избрал сей способ голосования путем порчи бюллетеня не только по логическим причинам, но и под влиянием настроения: с утра не было возможности выпить кофе, настроение было препоганое, поэтому сдерживающих факторов социальной значимости при выведении маркером "Против всех" практически не было. Ну и, разумеется, механизмом для формирования решения являются используемые для этого объекты и субъекты, оживляемые Сознанием.
    3. Формирование представлений. Возникновение желаний. Самый крупный и сложный блок на диаграмме, которому предстоит испытать множество декомпозиций. В этом блоке все для нашей самообучающейся системы личности человека: представления и желания. Движущей силой всего, как обычно, является Сознание. В этом блоке формируются все исходные причины, приведшие личность к формированию решения. Выйдя за пределы этого блока, личность, скорее всего, уже не будет иметь пути назад - она "действует". Придя в избирательный участок с твердым решением проголосовать, человек уже, скорее всего, не откажется от него. Хотя может. Поэтому, для простоты и наглядности модели, примем допущение, что срез всей модели выполнен непосредственно в момент выполнения действия (маркер в руках, бюллетень перед глазами). Декомпозицию данного блока выполним в следующей записи.







  • Моделирование личности. Часть 4. Последние детали.

  • Моделирование личности. Итоги.