• =ОТ ДВУХ ДО ПЯТИ. СОВРЕМЕННОЕ=

  • душевное состояние…



  • Разглядывать на фотографиях, безусловно, интереснее всего самого себя. Ну и плюс девч0нок, конечно. Через это приблизительно 90% всех фотографий — это фотографии людей. То есть некоторым образом портреты.

       
    Фотографировать, как известно, легко: знай, наводи да жми на спуск. Сделать хорошую фотографию — наоборот, нелегко. А снять качественный портрет — и подавно. В тоталитарном детстве мной было прочитано немало отечественных пособий по данному предмету. В силу врождённой примитивности ничего из них почерпнуть не смог. Никаких толковых советов не было, были, как обычно, только неопределённые жесты Мастеров с рассказами о небывалой духовности и прочий бред.

    Аналогичная картина, кстати, имеет место быть в руководствах по сценарному мастерству для кино. Вот как, спрашивается, написать хороший сценарий для фильма? Отечественные гуру сценарного мастерства дают совет: надо больше читать рассказы Антона Павловича Чехова, там всё написано. Какое отношение имеют рассказы Чехова к фильмам – понять затруднительно. Но глядя на фильмы наших творцов, сценарии которых написаны по этому мега-рецепту, сущность Метода уловить можно.

    На помощь, как водится, пришёл бездуховный Запад. Третьего дня всего за 210 рублей приобрёл вот такую книгу:

    Марк Клейгорн
    Портретная фотография. Ракурс, свет, настроение, атмосфера.

    Издательство: Эксмо, 2006 г.
    Твердый переплет, 144 стр.
    ISBN 5-699-10059-8
    Тираж: 5000 экз.
    Формат: 70x90/16

    Содержание книги — эталон бездуховности. Для начала — краткое разъяснение материальной части: вспышки, фонари, софтбоксы, зонтики, фоны для портретной съёмки в студии. Потом схемы установки оборудования в соответствии с поставленной задачей (фотографируем толстого или худого, светлого или тёмного).

    В настоящий момент продаётся море всяких осветительных приборов по достаточно разумной цене. Сгодится всё, начиная от вспышки за штуку баксов и заканчивая садовым светильником за 500 рублей. Для студийной съёмки пригодно любое помещение, даже комната в своей (и чужой) квартире — было бы желание снимать.

    Не особо акцентируя внимание на железе, автор подробно разбирает позы и сопутствующую им экспрессию, одежду, сочетание оной с цветом фона, отношения между несколькими персонажами в кадре.

    Ну и вслед за этим уже сплошная конкретика: как поставить свет для классического студийного портрета, рисующий свет, боковое освещение, освещение "бабочка", портреты low key, mid key и high key — как с одним, так и с несколькими источниками света, использование фильтров. Отдельной главой идёт натурная съёмка, где подробно разбираются приёмы работы с естественным освещением — в комнате у окна, на морском берегу и просто у забора.

    Всё изложено простым, доступным языком, на конкретных и ясных примерах. Нормальное обучение всегда строится по армейскому принципу: делай как сержант, а когда поймёшь и научишься делать как он — сможешь шагнуть дальше и начать творить самостоятельно. И никаких тебе рассказов про "высокую духовность" и "искусство" — примеры качественных работ говорят сами за себя лучше всяких слов. Бумага мелованная, все фотографии-юлыстрацыи — отличного качества.

    Но данная книжка, как нетрудно догадаться, напечатана в России. Мало того, напечатана под редакцией А.И. Лапина. Гражданин Лапин, судя по всему, из тех мастеров слова, которых я так любил читать в детстве. Он умело отредактировал текст и даже написал к нему предисловие.

    В частности, сразу вывел на чистую воду зарубежного ремесленника от фотографии:
    [Фотограф] работает с несколькими хорошо изученными методиками, то есть, попросту говоря, на штампах. К чести автора книги надо сказать, что таких "штампов" в его арсенале больше чем достаточно, и он прекрасно ими владеет. Характерно, что Клейгорн это понимает, он не говорит о своих снимках как о произведениях искусства.
    Далее гражданин Лапин пояснил, что одно только грамотное описание работы со флэшметром заняло бы половину этой книги, ясно давая понять, что автор-ремесленник в предмете разбирается слабо. Именно поэтому текст как следует отредактирован, о чём сообщается:
    Мы стремились сохранить в переводе интонацию автора и описание всех его методик... И всё же несколько недостаточно убедительных иллюстраций мы решили не включать в это издание.
    Это правильно — на фига нам какие-то дурацкие иллюстрации от неспособного к Искусству ремесленника?

    Редактор подводит итог:
    ...Автор не ограничивается описанием работы с дорогостоящей студийной системой вспышек, а повторяет те же методики с доступными источниками света: окном или электрическими светильниками в комнате.
    Всё верно, на кой нам какие-то дурацкие фонари, когда из окна свет идёт и электричество Чюбайс ещё не отключил? Очень странно, что в предисловии ничего не написано о высокой духовности фотоплёнки по сравнению с бездушной цифрой, и особенно — о высокой духовности чёрно-белой плёнки против цветной.

    Однако предисловие можно пропустить, а вот книжку — следует прочитать. Там ничего нет про Высокую Духовность, и про Искусство тоже ничего нет. Там только про то, как грамотно сфотографировать подругу, жену, ребёнка, собаку, кота.

    Книжка — хорошая, рекомендую.
     
      

















  • =ОТ ДВУХ ДО ПЯТИ. СОВРЕМЕННОЕ=

  • душевное состояние…