• Книга мастеров

  • Баба Яга из сказок.. это одна и та же Баба Яга или разные?


  • Мартовский выпуск "Беседки" в журнале "Костёр"

    Бабой-Ягой пугали не только русских детей, она популярный сказочный персонаж всех восточных и западных славян. Эта крепкая старуха, наделённая магической силой, живёт в лесу, в избушке на курьих ножках, имеет собственное транспортное средство – ступу, которой управляет с помощью помела, это же помело при необходимости помогает Бабке-Ёжке замести следы. По-мнению исследователей фольклора, и в том числе известного петербургского фольклориста Владимира Яковлевича Проппа, образ Бабы-Яги восходит к представлениям древних о священном животном, хозяине леса, который обеспечивал удачную охоту, если его как следует задобрить. Женский образ такой лесной хозяйки связан с древними матриархальными представлениями об устройстве мира. Намёком на некогда животный облик Бабы-Яги, по-мнению Проппа, как раз, являются куриные ножки её избушки.
    Согласно некоторой версии Баба-Яга пришла к нам из Сибири. По-сибирски «яга» это вид одежды, наподобие халата, который шился из жеребячьих шкур или гагарьих шеек шерстью или перьями наружу, такие тёплые, но лёгкие «яги» или «ягушки» надевали на охоту, в дорогу.
    Кроме того, в древнейшем дошедшем до нас летописном памятнике, «Повести временных лет» есть указание на племена Ягов. Это племя обитало в районе нынешнего Туапсе и состояло из кровожадных и свирепых воинов, предположительно каннибалов. Свои жилища Яги строили в воде на сваях, отсюда мог и появится образ куриных ног у избушки Бабы-Яги.
    Но всё-таки, по классической точке зрения, у Бабы-Яги славянские корни. Важным для славян значением этого образа была принадлежность Бабы-Яги сразу к двум мирам, миру мёртвых и миру живых. Сказочный герой, который хочет освободить пленную невесту из потустороннего тридесятого царства, направляется в чащу леса, которая является центром иного мира. Если избушка стоит на опушке, к лесу задом, то вход в неё обязательно находится со стороны леса, то есть из мира мёртвых, и она должна повернуться к герою передом. Для того, чтобы попасть в другой мир герой просит Ягу попарить его в баньке, накормить напоить и спать уложить. Всё это исконные славянские похоронные ритуалы: омовение в бане и обрядовое угощение, непозволительное живым. Пройдя эти испытания, герой оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мёртвых, одолевает всех чудовищ, отвоёвывает волшебную красавицу и становится царём.

    Рис. Е.Болговой






  • Книга мастеров

  • Баба Яга из сказок.. это одна и та же Баба Яга или разные?