• Восточная Индия: штат Орисса и Варанаси, январь 2007

  • Безымянный 116720


  • Опера большей частью считается жанром из прошлого, когда из шкафов достается пыльная партитура, а режиссеры решают то ли заказывать роскошные наряды и многотонные декорации, то ли удариться в постмодернизм и  окончательно встряхнуть все пылинки новаторским подход и интерпретацией. А ведь когда-то все классические оперы были современными, их слушали в первый раз, оценивали, по ним отслеживали тенденции современной по тем временам музыки. А что сейчас?

    Достоевский. Браться Карамазовы. Современный питерский композитор Смелков. И Маринка во главе с Гергиевым, которая привезла впервые в Москву свое детище, в рамках Золотой маски
    Заманчивость заявленного не могла не зацепить меня, уж очень любопытно было, что же может предложить современная опера да еще по Достоевскому. Предвкушения, ожиданий и опасений было великое множество, которое никак не убавилось во время 1,5 задержки спектакля, пока оркестр добирался из Лондона в нелетную погоду.
    А в итоге.. попытавшись дать простейшую оценку по пятибалльной шкале после прослушивания,  у меня  4, и это только из-за того, что я не знала, вообще что поставить 
     Если оперу, или даже ее постановку, разбирать на составляющие то получается:
    Либретто: роман переложен в 25 картин, некие пунктир романа. Разобраться нелегко, тем, кто Достоевского не осилил.
    Для оперы это обычно большой минус особенно на первых парах, но для русских здесь безусловные плюсы – непонятность или избранность понявших  русский дух всегда притягивала.

    Что в либретто позабавило, так это переклички – «за коньячком» Иван ведал что ни Бога ни черта нет.На что папа, забегая аж лет на 50 вперед, выдает: «Что же это у вас, чего не хватишься – ничего нет? » 

    Постановка: режиссер был молодой, ему явно не хватало целостности, но многие решения понравились, как например, черт, вдувающий в голову Ивана мысли через трубу. Видится работа с хором и сценами. Хорошо.
    Декорации: передают эпоху Достоевского, хороши одним словом. Чего стоят 6 слоников над диваном Карамазова-отца
    Исполнители: голоса все были на уровне, причем на хорошем. Все Карамазовы спели замечательно. Отличился папа Карамазов, бывшей на голову не только на голову выше всех, но еще и создавший шикарный образ своего персонажа. И потрясающе исполненная  ария «В скверне-то слаще»
    Оркестр: маэстро Гергиев, без комментариев
    Музыка: во-первых мало запоминающихся арий Запомнились вышеупомянутая ария отца Карамазова, сон Алеши и дуэт Грушеньки и Мити «Увези меня далеко, далеко».

    Хотя опера и не обязана строиться на сочных музыкальных ариях.  Это само по себе вполне обыденно.  Существует целый ряд опер, из которых запомниться разве что одна ария, а вся остальная музыка поддерживает вокал, но не ведет. Однако это затрудняет восприятие слушателя. И еще  странно, либретто своей четкой структурой диктует обратное.
    Сама музыка по оркестру «не развернулась», была громкость, но не масштабность в плане музыкальных мелодий их соперничества и слияния. Драматичность была слуховая, но не прописанная нотами.

    Были явно слышны отсылки к Чайковскому, Прокофьеву и Шостаковичу, может, этих отсылок было гораздо больше, что услышала. И это поднимает вопрос, что кроме эклектики (по сути заимствований) временами очень хорошей в этой опере есть. Но оставим это на суд специалистам, которые по косточкам перебрали всю классику и другие произведения Смелкова.
     
    А выводы напрашиваются для оперы забавные – все что касается перформанца как минимум хорошо, а вот сама музыка, на мой взгляд, не дотягивает. Причем, мелодии-то хорошие, может и не яркие, но ушам приятные, но ни масштабности, ни авторского штиля я не расслышала. Что ж опера эта опера поставила много вопросов – глобальных – о том куда дальше идти этому пыльному жанру, какие музыкальные новшества туда привносить, как и что ставить.  














  • Восточная Индия: штат Орисса и Варанаси, январь 2007

  • Безымянный 116720