• МУЗЫКА

  • Коаны дзен (4)


  • в монастыре призвали к трапезе дневной
    гурьбой монахи бросились на выход
    да – размышлял учитель –
    ты хоть пообещай разгадку бытия и просветленье
    но свежая кутья пленительней для них

    глядит
    а в нише самой дальней
    сидит старик поникший и печальный
    - ты кто
    - я лис – не человек
    притом уже не первый век
    в начале прошлой кальпы на скалах этих жил я и преподавал
    собрал однажды я учеников
    никто не задавал вопросов
    но вдруг дрожащим голосом один осмелился спросить –
    прости учитель
    связаны ли йоги законом следствий и причин
    как связано дрожанье пламени свечи со сквозняком
    - нет йоги так не связаны –
    таков был мой ответ которым создал я себе плохую карму
    с тех пор уже почти шесть тысяч лет
    я к храму не допущен и лисой мне суждено превоплощаться
    к тебе мудрейший обращаюсь я
    скажи как правильно
    прерви круговращенье

    - ты выстрадал прощенье –
    не слепы йоги к этому закону
    * * *

    героем
    видным полководцем
    политиком великим был прьемьер-министр
    и строго соблюдал он скромности законы
    поклоны клал перед учителем и называл отцом
    а тот перед лицом необозримой власти
    не лебезил и не лежал пластом
    о том что ученик премьер он вроде бы не знал

    но вот однажды в зал войдя для медитаций
    глава империи спросил святого старца –
    что значит эгоизм

    лицо учителя мгновенно изменилось
    побагровело и налилось злостью –
    что ты несешь непросветленный олух

    премьер опешил и от гнева чуть не оглох

    через мгновенье мастер засмеялся –
    теперь ты понял что такое эгоизм
    * * *

    поэт был знаменит
    но несмотря на славу
    главу он брил
    и многим говорил
    что с радостью заменит
    роскошную усадьбу на восточном берегу
    на регулярные молитвы в скромной келье
    на тихую судьбу насельника в монастыре на запад от реки

    и он на самом деле был истов в благочестии
    дружил с учителем того монастыря
    и вопреки их разделявшему теченью
    частенько приплывал чтобы прочесть святые книги
    и рядом с мастером склонившись к ним
    всего себя отдать молитве и ученью

    однажды мастер занят был делами –
    два ламы прибыли из далека
    поэт сидел и ждал пока
    учитель сможет с ним поговорить
    а чтобы время как-нибудь убить
    он стал набрасывать стихотворенье

    минуты шли и лопнуло терпенье у поэта
    поэтому собравшись уходить
    решил он завершить экзерсис свой словами –
    не вам ли знать что я настолько преуспел в ученьи
    что честно говоря
    все восемь мировых ветров зазря из сил последних будут дуть
    меня им с места не удастся сдвинуть

    учитель на послание ответил –
    все это – чушь
    не лучше чем ломанье ветра

    поэт был разъярен
    он бросился к реке в одной ночной рубашке
    был страшен вид его во гневе –
    невежа
    где же это видано так поносить меня

    учитель засмеялся –
    ты хвастался что сил не хватит у восьми ветров тебя на миллиметр с места сдвинуть
    а нужно было только пукнуть
    и ты как лист сухой реку перелетел
    * * *
    старинная игра –
    один другого переспорь
    и порешили мастера в нее посостязаться
    - пусть победитель проигравшим будет называться
    а проигравшего окрестим «победитель»
    чтоб убедить в подмене весь народ
    последний первому подарит некий плод

    условились и приступили к делу

    сели на площади чтоб разговор достиг любого слуха
    - я – лошадь
    - а я брюхо этого коня
    - что до меня так я – навоз что возле чайной навалила кляча
    - я – червь что прячется в навозе
    - ты только прячешься
    - нет провожу с подружкой отпуск
    - что ж дай мне яблоко
    - нет вот инжир возьми
    * * *

    на берегу реки жил мастер молчанья
    бродяга-пилигрим к скиту причалил

    со старцем сидя за зеленым чаем
    спросил у йога –
    в твоих глазах сквозит седая мудрость
    ответь мне что такое будда

    учитель встал
    пошел к порогу
    и дверь открыв взмахнул рукой указывая света направленья

    монах не унимается –
    постой
    в чем дхармы суть
    в чем суть ученья

    сэн-сей взглянул на пол и потолок
    и на циновку в уголок скрестивши ноги снова сел

    пришелец за свое –
    хоть отрываю я тебя от важных дел
    хочу спросить о сингхе – единении монахов
    и одинаково ль его значенье во всех монастырях

    закрыл глаза седой молчальник

    настырный гость вскричал –
    что есть благословенье

    учитель мановением руки от пилигрима как от мухи отмахнулся

    докучливый монах раскланялся обулся и убежал
    и всем кого встречал
    он с умным видом пояснял
    ответы мастера молчанья –
    все будду ищут здесь и там
    а он везде или нигде
    и словно день ясна суть дхармы –
    едины верх и низ
    и в храме мы находим грязь
    из грязи вверх восходит князь
    суть сангхи не зависит от ошрама –
    тот йог великий кто сумеет спать в глубоких нишах белоснежных гор
    а мановение руки благословляет выйти на простор познания и просветленья

    что ж тот кто жаждет заблужденья тот непременно заплутает

    а суть ответов мастера молчанья была на удивление проста –
    отшельник так устал что гостя умолял покинуть келью




















































































































  • МУЗЫКА

  • Коаны дзен (4)