• Описание программы, играющей в калах.

  • В первом матче сезона КХЛ 2010/2011 Авангард одолел дома Спартак


  • Несколько дней назад на habrahabr-е я нашёл ссылку на игру, сделанную, можно сказать, одним человеком. Концепт, программирование, графика, сюжет, тексты. Остальные участники были привлечены только для озвучивания и тестирования. Единственное, что в качестве технологической платформы был использован GameMaker (что, лично на мой взгляд, не уменьшило количества усилий).

    Что я могу сказать? Результат феноменален. Для меня игра обернулась примерно 10 часами увлекающего геймплея. Единственное, что требует игра от играющего - это не относится к ней скептически на протяжении первых 40 минут, чтобы не убить настроение критикой по поводу графики, стилизованной под 16-цветные режимы монитора, и 2d-графикой "сбоку" на уровне классических платформеров образца начала девяностых (а вот анимация сделана просто, но плавно).

    Что мы имеем в плюсе?

    Прежде всего меня восхищает эта игра тем, что это, примерно, то, что мы с Мезгирём тоже могли бы сделать вдвоём, если бы имели аналогичный уровень таланта или же, скорее всего - аналогичный уровень рвения/терпения. Эта игра - образец продуманной работы и лучшего результата при условии крайне ограниченных ресурсов.

    Теперь пойдём по пунктам (по порядку впечатления).

    Во-первых - сценарий. Изначальный концепт максимально банален - мы имеем в наличии оружие, работов, инопланетян, военное вторжение и одного супергероя, спасающего мир (людям, которым не хочется соприкасаться с футуристической войной, игра не понравится).
     

    Так что же особенного? Особенное то, что сценарий подан как-то... правильно, что ли. Я, честно говоря, даже в лучших играх AAA-уровня практически не видел такой хорошей работы со сценарием. Сейчас сюжет, видимо, не пользуется почётом среди игроков - поэтому сюжет размещают где-то очень скромненько, в уголке, чтобы он не высовывался, не мешал азарту, да и вообще не пугал своей серостью и убогостью на фоне пиксельных шейдеров третьего поколения, на которые как раз и был потрачен целый год программирования основной группы.

    Сюжет рассказывать я не буду (потому что надеюсь, что кто-нибудь из вас захочет сыграть, не хочу портить первое впечатление), но скажу что есть большая разница между  "изначально банальный концепт" и то воплощение, которое он получает в ходе игры - уж не писатель ли автор игры? Или же просто очень долго и бережно вымерял и пробовал разные варианты, чтобы игрок оставался всё время заинтересованным?

    Кстати, игра не настаивает на сюжете. Чтобы получить наиболее полное впечатление - читайте тексты, разбросанные по уровням, но это не обязательно. Единственное, чего вы можете лишиться - так это секретных способностей, которые можно открыть. Основные порции сюжета подаются в cut-сценах, они довольно короткие. Можете и вообще ничего не читать - тогда игра превратиться в обычную бегалко-стрелялку.

    ...

     

     

    Вторым пунктом я расположу то, что игра содержит элементы rpg, что, вообще-то, не типично для платформеров и, вообще, делать rpg-игры гораздо сложнее. Если человек делает rpg и рассчитывает при этом на хорошую многогранность игрового процесса и при этом, одновременно, на хорошую сбалансированность - то либо он розовоочкастый новичок в игростроении, либо у человека есть талант и он настроен воспользоваться этим талантом решительно.

    Что получилось в игре? Основной атрибут rpg (который сам по себе ещё не делает игру настоящей rpg, как заблуждаются многие геймеры) - это выбор развития своего героя. В игре присутствуют 7 навыков, которые можно развивать максимум до 10-го уровня, вкладывая по 1 пункту на каждом новом уровне. Чем выше уровень сложности вы выберите в начале игры - тем меньше очков получите за всю игру. Система мне показалось достаточно интересной и хорошо вписанной в игру. Действительно, в заметной степени меняется стиль игры, в зависимости от выбранной схемы.
     

    Но сам по себе "левелинг" ещё не делает игру rpg. Поэтому скажу, выбранная схема "прокачки" не только влияет на стиль игры, но и вообще игра действительно (!) реагирует на действия игрока, изменяя сюжет и даже (!) управляет ходом игры, добавляя или убирая некоторые предметы на уровне в зависимости от того, как вы играете. Вы, конечно, не получите 2 совсем разных игры, выбрав разные стили прохождения, но replayability ("инетрес во время повторного прохождения") заметно повышается.

    В этот же пункт я допишу ещё один штрих, который значительно поднимает "доверие" или "погружение" в игре: несмотря на то, что место действия архитектурно выполнено крайне условно, уровни построены так, что не возникает ощущения "хождения по указателям вдоль длинного коридора". Вам придётся именно "исследовать" место действия, причём одного чётко проложенного маршрута нет.

    Третий пункт - баланс.

    Учитывая разветвлённую прокачку игра сделана удивительно сбалансированно, несмотря на то, что я не вижу традиционных математических моделей, заложенных в геймплей. Я выбрал для прохождения менее традиционный вариант, отдавая пункты навыков в развитие оружия в последнюю очередь. Игра очень хорошо переварила мой стиль игры - и играть было очень комфортно и приятно (кстати, мне любопытна оценка других людей - может быть, просто игра попала в мой ритм и поэтому мне понравилось и всё остальное заодно?).

    Четвёртый пункт - не монотонно.

    Сюжет и стиль игры понемногу меняются. "Боссы" в конце уровня сделаны не скучно.

    Пятый пункт - завершённость.

    Приятно видеть, что игра не просто доведена до конца - но и несколько раз как следует почищена и украшена мелкими плюшками. В качестве бонусов нам предлагают: дополнительную мини-игру, если вы пройдёте основную игру на каком-то уровне сложности, дополнительные способности, если вы сумеете найти их или же узнать/понять, как их применить, а за творческий подход к "исследованию каждого угла" игра награждает возможностью найти "постер" (плакат на стене) в каком-нибудь особо труднодоступном месте. Все постеры потом можно будет посмотреть в меню. После прохождения игры вы получите карты всех уровней. Играя в следующий раз можете сверяться по картам, например, чтобы найти секретные места.

    Минусы.

    Первый минус - музыка для меня показалась очень агрессивная, к тому же я начал играть вечером - поэтому музыку я довольно быстро выключил. Даже не успел понять, насколько она хорошо или плохо подходит к игре. Я играл всю игру без музыки.

    Ещё мелкий минус - нет регулировки громкости музыки и звуков в игре.

    Но самое главное для меня разочарование в том, что игра исключительно на английском языке и поэтому Мез не сможет насладиться сюжетом, да и вообще трудно будет понять весь смысл происходящего.

    Резюме.

    Мне бы совершенно не хотелось перехвалить игру - это вообще, пожалуй, худшее что можно сделать для игры. Это не нечто экстраординарное, не нечто совершенно новое и необычное. Это как раз наоборот самое обычное. Но, лично для меня, какое-то "правильно обычное", сделанное именно как нужно (для меня).

    Самое, пожалуй, для меня главное - так это то, что в игре можно не бояться экспериментировать с игрой. Она действительно рассчитана на разные стили игры.

    Вот 2 моих традиционных беспокойства, когда я смотрю на интересную игру, с которой можно поэкспериментировать.

    "Интересно, в какую дверь свернуть? Не упущу ли я что-нибудь любопытное, если сверну куда-нибудь преждевременно". Мой ответ: В этой игре есть ощущение окружения. Везде, в общем, одинаково интересно. А сюрпризы должны оставаться сюрпризами. Выбирайте тот путь, который вам сразу покажется более подходящим - уверен, что вы ничего не потеряете. Нет, например, такого подхода, что в самом дальнем и нелогичном углу будет лежать особо мощное оружие.

    И следующее: "Насколько легко будет играть, если я буду использовать нестандартный подход, пытаться 'сломать' геймплей, обмануть? Насколько я должен следовать ожиданиям создателей игры (скажем так - "быть послушным игре"), чтобы не потерять интерес?". Ответ: развлекайтесь в своё удовольствие, игра хорошо сбалансирована и, похоже, что игра сделана для людей, у которых есть стремление к изучению. Отдельный пример (указанный в инструкции) - вы можете, например, принципиально совсем никого или почти никого не убивать (кстати, получите отдельный сюжет).

    В завершение...

    Я уж и забыл, что у меня в постоянной аудитории только Финист играет в игры, да Мез - но он сюда, особо, не заходит...

    И ещё - я вот думаю... Может быть, связаться с автором игры и попросить у него возможность перевести игру на русский язык?

    Чуть не забыл :).

    Сама игра:

    "Iji" (это имя героини). Игра бесплатна, но на условиях ограниченной лицензии. Ограничения стандартны: вы не можете сами распространять игру без согласия автора (в том числе - размещать собственные копии в Интернете) и не можете её модифицировать.

























  • Описание программы, играющей в калах.

  • В первом матче сезона КХЛ 2010/2011 Авангард одолел дома Спартак