• Earth’s Geomagnetic Pole Reversal

  • Декілька нових доробків вашого покірного слуги


  • "десятый батальон" - с детства моя любимая песня о войне. я ее узнала задолго до "белорусского вокзала". она очень искренняя и прямая, почему-то и безнадежная и
    воодушевляющая одновременно, объединяющая. и даже жаль, что ее не было в арсенале советских солдат тогда, в сороковых. 

    кадры, конечно,
    немного наивны, но они здесь- фон для песни. когда-то слышала, что задумкой было,
    чтобы мужики ревели, а нина ургант- нет. у нее не получалось, снимали в
    несколько дублей.



    но только сегодня, когда стала разыскивать видео, я узнала, что автор - булат окуджава.

    вот, что он пишет:

    Песню к кинофильму «Белорусский вокзал» я писал по заказу. Ко мне обратился режиссер Андрей Смирнов и попросил написать песню для его фильма. Мне хотелось выполнить его просьбу, и я стал пробовать. Далеко не сразу, но у меня появилась первая строчка: «Здесь птицы не поют, деревья не растут…» Появилась и мелодия. Ее я не собирался предлагать, я знал, что над музыкой к фильму работает замечательный композитор Альфред Шнитке. Но под эту мелодию мне было легче сочинять.
    Я приехал на студию. Был Смирнов, был Шнитке и еще несколько человек из съемочной группы. И стоял в комнате рояль. Я говорю: «Вы знаете, у меня вместе со стихами родилась мелодия. Я вам ее не предлагаю, но мне как-то легче под нее вам эти стихи исполнять». Очень робея и конфузясь перед Шнитке, я стал одним пальцем тыкать по клавишам рояля и дрожащим от волнения голосом петь. Пою, а они сидят все такие мрачные, замкнутые… Еле-еле допел до конца, говорил: «Ну, музыка, конечно, не получилась, но слова, может быть, можно…» Смирнов говорит: «Да, конечно, не получилась…» И вдруг Шнитке встает: «А по-моему, даже очень получилась, спойте-ка еще раз». И тогда я, ободренный неожиданной похвалой, ударил по клавишам и запел уже смелее. И все стали подпевать, и когда допели, то оказалось, что песня всем понравилась.

    я думаю, без этой авторской музыки не состоялась бы песня. у меня нет музыкального образования, но я чувствую какую-то гармоничную противоречивость музыки со стихами.
    мрачное маршеподобное начало куплетов

    Здесь птицы не поют, деревья не растут,
    И только мы плечом к плечу врастаем в землю тут

    переходит в довольно четкий, но не совсем уверенный призыв:

    Горит и кружится планета,
    над нашей Родиною дым!
    И значит, нам нужна одна победа.
    Одна на всех мы за ценой не постоим
    Одна на всех мы за ценой не постоим

    и завершается все еще тревожным по стихам, но уже уверенным и даже спокойным припевом

    Нас ждет огонь смертельный
    И все ж бессилен он
    Сомненья прочь уходит в ночь отдельный
    Десятый наш десантный батальон
    Десятый наш десантный батальон

    и что интересно, я буквально вчера для себя открыла "до свидания, мальчики"- зацепила она меня как-то по-новому, хотя когда-то давно я ее уже слышала. 


    

    а вообще, по детству никогда мне не нравился окуджава - этот невзрачный мужичонка в очках с его неизменной гитарой и глухим заунывным голосом. я знала, что окуджава- это хорошо, правильно, слушала восхищенные слова. но не нравился он мне, и за это даже было немножко неудобно. теперь я знаю, почему не нравился: его песни очень взрослые, очень другие. это песни-воспоминания, песни-размышления, песни-сожаления. минимум оболочки, максимум рефлексии. они и не должны быть интересны детям, они должны доходить потом. и вообще, я сейчас стала понимать фразы типа "что-то я стала сентиментальна с возрастом". это опыт. мы не становимся сентиментальными - мы просто научаемся различать настоящее, и очень трогает, когда обнаруживаешь вдруг эти крохи среди бесконечного спама.

     


























  • Earth’s Geomagnetic Pole Reversal

  • Декілька нових доробків вашого покірного слуги