• Искусство подражания или Еще раз об осознании отсутствия

  • Люди и обстоятельства непреодолимой силы …


  • Это слово у меня имеет определенную ассоциацию - корпускулярно-волновой дуализм. Это потрясающее словосочетание студентам технических вузов известно из курса квантовой механики, где оно используется применительно к характеристике свойств света как волны и как потока фотонов.
    Вспомнить это слово еще раз заставила статья Ромена Лайка в рубрике Восток-Запад совместного проекта журналов Der Spiegel и Профиль. Это интервью с профессором истории в Стэнфордском университете Айаном Моррисом, в котором он размышляет об историческом развитии человечества, напоминает о дуализме исторического процесса.
    "...если бы мне это удалось (найти универсальную формулу расцвета и заката цивилизаций), это значило бы, что история развивается согласно некой закономерности, в соответствии с которой все изначально предопределено. Такое детерминистическое видение мне чуждо.... В случайную модель мирового исторического процесса я верю не больше, чем в теорию долгосрочной детерминированности. Представители обеих школ ошибочно понимают историческое развитие и поэтому приходят к самым противоречивым выводам."
    "...я вполне солидарен с Марксом, который считал, что люди сами пишут историю, но не произвольно, не выбирая обстоятельств, а сообразуясь с имеющимися... На всем земном шаре и во все временна люди (не как индивидуумы, а как группа) довольно похожи. Они непрестанно экспериментируют, чтобы облегчить свое существование и приумножить земные блага...История есть следствие постоянного приспособления к миру, который ставит перед нами все новые задачи."
    Вот тут бы поставить точку, но профессор формулирует свою аксиому: "Мир меняют ленивые, алчные, запуганные люди, ищущие легких, выгодных и безопасных путей. При этом они редко ведают, что творят"
    Выдающийся изобретатель, гений в области электричества Никола Тесла пишет в своих записках:
    ".. наши тела имеют одинаковое строение и подвержены влиянию одних и тех же внешних сил. Это определяет схожесть наших реакций и согласованность общих черт поведения, на которых основаны все наши общественные и правовые нормы. Мы являемся автоматами, полностью контролируемыми силами своего окружения, которые швыряют нас по волнам жизни подобно тому, как вода несет за собой поплавок, находящийся на поверхности. Однако мы ошибочно принимаем эти влияния за проявление своей свободной воли. Все совершаемые нами движения и поступки всегда направлены на сохранение и поддержание жизни, и хотя внешне мы остаемся независимыми друг от друга, мы, тем не менее, тесно взаимосвязаны."
    Хотя суждения проф. Морриса перекликаются с мыслями Н.Теслы о взгляде на жизнь людей, тем не менее невозможно заподозрить Теслу в лености или алчности, а о своих проектах он писал: "сколько людей называли меня фантазером. Как насмехался над моими идеями наш заблуждающийся близорукий мир. Нас рассудит время. Мои проекты слишком опережали время, в которое им суждено было появиться на свет. Правда в том, что я тружусь не для настоящего, но для будущего."
    Так может быть профессор Моррис говорит не о тех переменах, которые делают гении в направлении открытий, а о деградации мира под прессингом толпы? Тогда странны его ожидания, которыми он заканчивает интервью: "..нам предстоит беспрецедентная волна эволюции...Как некогда римляне в период упадка своей империи, так сегодня мы упираемся в потолок, через который нужно пробиться. Либо нам удастся трансформация куда более глубинная, чем промышленная революция, которая решит большинство наших проблем, либо мы ввергнем себя в катастрофу, которой еще не бывало... Как историк, я верю, что мы осознаем свои проблемы намного лучше римлян"










  • Искусство подражания или Еще раз об осознании отсутствия

  • Люди и обстоятельства непреодолимой силы …