• Безымянный 25736

  • МУЗЫКА


  • НИКОЛАЙ КОПЕРНИК

    Известно, что писатель Виктор Пелевин в начале 90-х годов, когда его ещё можнобыло встретить на московских арт-тусовках, любил напевать загадочную фразу:"Моя голова парит в пространстве". И только продвинутые меломаныпонимали, что это - цитата из песни элитарной столичной рок-группы НиколайКоперник, экстравагантное творчество которой не давало покоя многим крупнымлитераторам. В частности, по воспоминаниям лидера коллектива ЮрияОрлова, его однажды пытался съесть живьем основоположник отечественнойтрэш-литературы Юрий Мамлеев.

    В середине 80-х Николай Коперник входил в тройку ведущих альтернативных командМосквы, наряду с Центром и Звуками Му. Музыка Николая Коперникасчиталась наиболее оригинальной и изощренной: изысканный new wave в духелегендарной группы Japan смешивался с экспериментами в области"серийной" музыки а ля Стив Райх. Вошел в историю сет Николая Коперникана рок-фестивале в ДК МИИТ летом 1986 года, когда музыка группы была встреченатакими овациями, каких не удостоились выступавшие там же Кино, Аквариуми Алиса.

    В 1988 году Николай Коперник вступает в Музыкальный центр Стаса Намина,где Орлов становится руководителем экспериментальной студии и у группыпроисходит много интересных пересечений с заезжими звездами западного рока.Например, лидер Pink Floyd Дэвид Гилмор (David Gilmour) был доглубины души потрясен самодельным ревербератором, изготовленным гитаристомНиколая Коперника Владимиром Гуськовым. Кроме того, Орлов со товарищитесно общаются с Питером Гэбриэлом (Peter Gabriel) и проводят совместныерепетиции c теми же Pink Floyd, Фрэнком Заппой (Frank Zappa) и КриссиХайнд (The Pretenders), на которых творчество группы производит сильноевпечатление. К сожалению, из-за вопиющего отсутствия у музыкантов НиколаяКоперника приземленного отношения к жизни записи этих бесценных сессий сейчассчитаются утерянными. Точно так же не сохранились сделанные позже сессионныезаписи группы со скрипачом Tuxedomoon Блайном Рейнингером. В 1989 годуНиколай Коперник выступает на крупном рок-фестивале "Lituanika" в Вильнюсе - наодной сцене с исландской группой Sugarcubes, вокалисткой которой тогдабыла Бьорк (Bjork).

    В середине 90-х группа временно прекратила существование, и ее лидер Юрий Орловпосвятил себя клубному движению, параллельно занимаясь созданием саундтреков ккинофильмам "Мама, не горюй - 2" Максима Пежемского, "Мужской спорт" АлександраМарягина, "Дети чугунных богов" Томаша Тотта и др., а также к спектаклю "Чапаеви Пустота" театра Юрия Любимова на Таганке (реж. Павел Урсул). Кроме того, онучаствует в группах Ф.И.О. (easy listening, hardcore) и Холодная рукаМосквы (deep-house, lounge, electro). Также Орлов занимается студийнойработой: помогает Deadушкам ремикшировать песни БорисаГребенщикова и аранжирует легендарный хит Тату "Нас не догонят".

    Хотя за последние десять лет Николай Коперник не дал ни одного концерта, егозаписи неизменно сохраняли культовую популярность в артистических кругах.Поклонниками группы оставались такие разноплановые музыканты, как БорисГребенщиков, Евгений Хавтан, Богдан Титомир, а также артисты ГошаКуценко, Евгений Сидихин, Михаил Ефремов. Нынешний ривайвл Николая Коперника приурочен к 20-летию самого культовогоальбома группы - "Родина", который по случаю юбилея недавно был впервыеиздан на CD. История возникновения программы, запечатленной на этом диске,весьма примечательна. Тексты ее составили стихи северных народностей СССР,сборник которых готовился к изданию в типографии "Искра революции", где Орловтогда работал ночным сторожем. Эти перлы, положенные на утонченную музыкуНиколая Коперника, и сегодня звучат магнетически и глубоко концептуально.


  • Безымянный 25736

  • МУЗЫКА