• Вежливое предупреждение Церкви


  • За окном зимний туман, не видно ни домов, ни парков, ни проспекта Вернадского.

    Я - дома. Читаю сборник лекций Александра Меня о природе христианства и о сути вещей. Очень любопытное оказалось чтение, совсем не то, что я думал.

    Первая лекция открывается (ну или почти открывается) словами: «еще будда говорил, что…»
    Да я глазам своим не поверил!

    Зачем я вообще начал читать эту книгу? Мне дала ее сестра. У нас разгорелся спор о религии, я был обвинен в невежестве и с готовностью согласился подтянуться по части христианства. Хотя и без особой надежды на какие-то чудесные открытия.

    Сестра! Почему ты решила, что я абсолютно ничего не знаю о христианстве? Это твои точные слова. Как можно представить, чтобы такое было возможно – мы оба росли в более-менее православной семье, нас воспитывала одна и та же мама, которая прочитала книжки Александра Меня задолго до того, как мы сами стали задумываться о чем бы то ни было.

    Я начал читать книгу с целью доказать самому себе, что читать там нечего. Вот только вместо лекций о религии там оказались лекции на тему оккультизма. В результате я узнал кое-что новое об Упанишадах, метемпсихозе и сложной судьбе Елены Петровны Блаватской.

    Когда Меню надоедает объяснять, почему христианство не вполне одобряет перерождение душ, он начинает втирать про принцип неопределенности, не вполне корректно, насколько я могу судить, но к месту.

    Его лекции насыщены путешествиями в параллельные миры, загадками а-ля «есть ли жизнь на марсе», а также цитатами из Будды, Лао-Цзы и Шредингера (!). Это тот самый Шрёдингер, который писал уравнения для квантовой механики.

    Как вообще Мень получил сан, почему он считается христианским священником, я не понимаю. Он явный шарлатан. Врочем, он «жил и работал» в темные времена перестройки, за это многое прощается, в то время для изголодавшегося советского слушателя любая ахинея могла сойти за откровение.

    Но Мень неглуп, образован и начитан (уж точно больше чем я). Материал подает хорошо и весело. И, если уж начистоту, то и по делу там тоже кое-что найти можно.

    В чем же суть христианства?

    Я начал было читать сначала («итак, мы с вами идем к завершению нашего путешествия по эпохам, по кругам миросозерцания, и мы подошли к вершине, к тому самому сверкающему горному роднику, в котором отражается солнце, которое называется - «христианство»), но за высокопарным слогом ничего интересного не разглядел, решил спросить сестру, что читать надо.

    Ответ был: читай все и не выпендривайся. Типа сначала не очень, но потом втянешься и будет самый кайф.

    Тогда я посмотрел оглавление и оказалось, что все там очень хорошо структурировано. Чтобы понять, в чем сущность христианства, наверное, надо было прочесть лекцию «Сущность христианства».

    Так и в чем же она, сущность христианства? Ответ: сущность в Христе. В личности Христа, если быть точным.

    Христос – это:
    - Бог, который всегда будет несоизмеримо выше нас и полное слияние с которым невозможно;
    - Вочеловечившийся бог, который решил показать, как именно нужно проживать земную жизнь, и за это мы ему благодарны;
    - Бог, преисполненный любви, который готов скромно стоять у нашего сердца, как у двери, и ждать, пока ему откроют;
    - И при этом личность, почти вполне человеческая, подверженная настроениям, подверженная сомнениям, эдакий идеальный-неидеальный человек.

    При этом Христос является истиной в высшей инстанции.

    «Я никогда не забуду замечательных слов об истине, которые сказал простой гималайский горец Тенсинг…» - ладно, это пропустим.

    Христос неидеален. Он не может быть идеальным, потому что он вочеловечившийся, а человек неидеален по своей природе. В этом вся идея, потому что если он будет по природе идеален, то не будет никакой борьбы, а только в борьбе появляется у человека возможность достичь величия духа. См. древнегреческие трагедии.

    В общем, Христос не обладает природой Будды. Кстати, я не сам пишу Будду с большой буквы, это так microsoft word так его пишет. Щас проверим слово «родина». Нет, родина с маленькой, ну и ладно, и так хорошо.

    Общий вывод: Мень – человек интересный, неоднозначный, с внешностью рок-звезды, а не священника. Я еще не все прочитал, хочу просмотреть серию лекций «Никео-цареградский символ веры». Но если и там будет про буддизм – тогда извините.

    Я, кстати, нашел у него в тексте юмористический христианский коан:

    «Совершается ли литургия, если ее совершает недостойный человек?
    Ответ: совершается».

    Я же говорю, веселый он был парень. Я абсолютно не понимаю, зачем его убили. Его было совершенно не за что убивать. Также, как и Леннона не за что было убивать. Может, хоть кошелек забрали, хоть какой-то был смысл.

    В заключение хочу спросить: зачем мы спорим? Не о религии, а вообще, обо всем. Затем, что хотим обсудить! Хотим найти правильные ответы. В споре рождается истина, это точно, и от того, что множество людей не умеют спорить, суть не меняется. Мы хотим проанализировать наши представления вплоть до элементарных составляющих, отследить неверные логические связи, найти ошибки у себя, а не у оппонента. Жажда спорить – это очень по-человечески. Поэтому я принимаю обвинения в неумении спорить, но не в желании спорить! Я буду учиться.

    А вообще, Мень молодец, но у меня есть, что ему ответить. Мы, конечно, подошли к этому хрустальному роднику, к вершине миросозерцания, в которой отражается божественный солнечный свет и все такое, но мне не по душе все эти излияния. Позволю себе процитировать отрывок из лекции одного восточного человека, которую я когда-то читал. Пишу по памяти, не судите строго, все ошибки – мои.

    «Всем добрый день! Как вы себя чувствуете? Я чувствую себя так, как будто только что хорошо сходил в туалет. (смех в зале)
    А в туалете незаменимая вещь – туалетная бумага.
    Мы не можем не ходить в туалет, это в природе вещей. Может быть, это не очень чистый процесс, однако вся наша жизнь наполнена не очень чистыми делами и помыслами. Такова сущность человека. И если вы спросите меня, что такое дзэн, я скажу, что дзэн – это туалетная бумага».

    Как-то приходит в голову, что если Моисей, находясь на вершине горы, захочет сходить по-большому, то в отсутствие туалетной бумаги ему придется подмыться. Тут-то и пригодится чистейший горный родник.










  • Вежливое предупреждение Церкви