• Восточная Индия: штат Орисса и Варанаси, январь 2007

  • Модели автомобилей производства Великобритании.


  • Продолжаю рассказ о коллекции автомобилей братьев Вартхаймер.

    Америка возобновила выпуск автомобилей после второй мировой войны в 1946 году. Публика, изголодавшаяся по новым автомобилям, готова была покупать все, выброшенное на рынок, поэтому конструктивно машины 1946 года мало чем отличались от предвоенных образцов. Более того, из-за всеядности покупателей не было даже нужды привлекать их ежегодным рестайлингом, поэтому в 1946-1948 гг. он не проводился почти ни на одной модели, а если и проводился, то самый косметический. Машины той эпохи в общем можно назвать "победообразными", потому что они своей формой очень напоминают соответствующий советский автомобиль.
    В качестве характерного примера можно привести этот "Шевроле" 1947-го года.

    Резкая смена стилей произошла в1949 году. Машины этого года уже несут в себе все признаки автомобилей первой половины 50-х. Для них характерен полностью понтонный кузов, без каких-либо выступающих крыльев. Кроме того, наконец-то появились столь привычныедля нас трехобъемные седаны, с хорошо развитым багажником, который прежде был привилегией только кузовов купе. Пример такой машины - этот "Олдсмобиль" 1951 года, призванный заполнить нишу между дешевенькими фордиками и навороченными "Линкольнами", недоступными среднему потребителю.

    С течением времени дизайн американских автомобилей менялся в сторону все большей стремительности. Взгляните на этот "Шевроле Бель-Эйр" 1957-го года. Характерные детали: хромированные молдинги, двухцветная окраска кузова, широкие панорамные стекла спереди и сзади, мощный бампер с выступающими клыками и хищная решетка радиатора. Сзади появился намек на плавники, но подлинным представителем "плавникового" стиля эту машину еще нельзя считать - у нее сохраняется характерная выпуклость капота, делающая ее все же образцом другой эпохи.

    В похожем стиле выполнен и "Бьюик" того же года выпуска.

    Уже в конце 50-х большой популярностью в Америке начал пользоваться кузов типа hardtop. От обычных закрытых кузовов они отличаются отсутствием боковой стойки, в результате чего при полностью опущенных окнах между бортом и крышей образуется один большой проем. Эти кузова называли также "faux cabriolet", т.е. "ложный кабриолет", так как онио чень походили на кабриолет с поднятым верхом. Собственно, сначала они именовались именно "hardtop cabriolet"- кабриолет с жестким верхом, а затем от этого названия осталось лишь первое слово. В брошюре 1959 года, изданной General Motors для московской выставки в Сокольниках, эти кузова обозвали по-русски "седанами-кабриолетами".
    Благодаря тому, что крыша этого "Нэш-Метрополитэн" 1960-го года концерна "Америкэн Моторс" покрыта винилом (еще одна характерная черта американскихмашин), сходство с кабриолетом получается разительным. Хардтопы пользовались в Америке популярностью и в 70-е годы. Были они двудверными, четырехдверными, были даже хардтопы-универсалы.

    Вообще, фирма "Нэш" активно позиционировала себя в секторе компактных машин. Под маркой "Nash" был начат выпуск автомобильчиков Metropolitan - этаких американских "Запорожцев" (хотя на самом деле по заказу "Нэша" их производила британская фирма "Austin".

    Чтобы не прогореть окончательно в борьбе за местопод солнцем, Hudson и Nash в 1954 году объединились в компанию AMC (American Motor Corporation). Это была крупнейшая корпоративная сделка того времени,ценой в 197 млн. долларов (копейки по нашим временам). Новая компания до 1957 года производила машины под старыми марками, а затем полностью отказалась от них в пользу марки Rambler (модель Rambler появилась в линейке еще в 1950 году, а вообще именно эта марка когда-то стояла у истоков фирмы). В 1987 годукорпорацию AMC на корню скупил Крайслер.

    Что касается фирмы Willys, она после войны практически забросила выпуск легковых машин, сделав ставку на производство отлично зарекомендовавших себя "Джипов" для гражданского населения. Гражданский вариант "Джипа" назывался "Джипстер".
    Однако по уровню комфорта машина мало чем отличалась от военного варианта, да и до моды на внедорожники тогда было еще очень далеко - короче, "Джипстеры" раскупались плохо. В 1963 году марка "Виллис" окончательно исчезла (хотя "Виллисы" еще некоторое время выпускались в Бразилии).

    В этой связи интересно проследить историю "Джипа", изобиловавшую самыми парадоксальными поворотами. Еще перед войной военное ведомство США объявило конкурс на легкую машину-вездеход для армии. Победил проект малоизвестной фирмы Bantam, которая в небольших масштабах делала малолитражные машины. Однако ей явно не по плечу было производство автомобиля в масштабах, необходимых для армии, поэтому после небольшой модификации контракт на производство машины был заключен с "Виллисом" и "Фордом". Машины производства "Виллиса" назывались Willys MA/MB (Military, т.е. военный, тип A и B), а фордовские - Ford GPW (G = Government Issue, P = Passenger, W = Willys Blueprint, т.е. по заказу правительства, пассажирский, по чертежам Willys), в обиходе - "Джи-Пи", откуда и возникло слово "Джип". Надо сказать, что именно "Форд" произвел львиную долю этих машин, в том числе и предназначавшихся для ленд-лиза. Но по странному капризу судьбы у нас они стали известны именно как "Виллисы", хотя "Фордов" среди них было большинство.

    В шестидесятые годы американские автомобили отличаются значительным стилистическим разнобоем, так что выделить какие-либо характерные особенности их стиля затруднительно. Одно можно сказатьточно: по сравнению с пятидесятыми их стиль резко упростился. Если можно таквыразиться, на смену автомобильному барокко пришел автомобильный ампир. Характерными представителями тенденций того времени являются "Додж" и "Меркурий".

    Еще одним новым классом машин,появившимся в 60-е годы, стали так называемые pony cars, т.е.машины-пони. Это были сравнительно недорогие машины спортивного облика, рассчитанные на молодежь, которая не могла себе позволить покупать такие навороченныетачки, как Chevrolet Corvette или Ford Thunderbird. Первым из pony cars стал прославленный Ford Mustang, откуда и появилось их название.

    "Шевроле-Корветт"

    70-е годы... Конец"золотого века" американского автопрома, но одновременно и эпоха, когда окончательно сформировался облик истинно американского автомобиля, каким он сидит в нашем сознании - жуткомощного, жутко огромного и... жутко уродливого, но в то же время длянемногочисленных любителей - чрезвычайно притягательного.
    В начале 70-х годов казалось, что позиции "большой тройки" из Детройта сильны, как никогда. Америка далеко обгоняла все прочие страны по производству автомобилей, будущая конкуренция с Японией не снилась даже в страшных снах (японский автопром никто не брал в расчет и когда в начале 70-х на американский рынок попробовала выйти фирма Мицубиси, ей пришлось заключать соглашение с Крайслером и продавать свои машины Colt под маркой Dodge - настолько ее в то время никто не знал), и хотя доля Америки в мировом экспорте сильно сократилась, - для всего остального мира, включая Европу, американские машины были слишком дороги. Сслишком мощные, слишком напичканные всякими опциями, да и слишком огромные для узеньких улочек европейских городов, так что даже какие-нибудь ширпотребные Шевроле в Европе считались ультрашикарными машинами. Будущее выглядело безоблачным. Размеры машин росли, мощность тоже. На Cadillac Eldorado в начале 70-х годов ставили уже 400-сильныймотор, и это был не предел. Разумеется, сейчас есть суперкары с еще болеемощными моторами, под 1000 л.с., но дело в том, что в Америке такие моторы ставили на легковые машины в массовом порядке. Cadillac Eldorado можно считать эталоном данного стиля.






  • Восточная Индия: штат Орисса и Варанаси, январь 2007

  • Модели автомобилей производства Великобритании.